Забытая культура лен. Развитие льноводства в Шудском крае

Дата события 1936-1961
Утверждено 04.06.2016
Область Труд
Место село Горки
Эпоха Советский союз
Внесено в Изборский холм 05.04.2016

Похожие земли

Святой Никольский источник находится на берегу реки Атмис в селе Федоровка. На исходе XVIII века статскому советнику помещику Ефиму Петровичу Чемесову было видение во сне, что ему нужно очистить заброшенный источник на окраине села.0
Далее
Место гибели (авиакатастрофа) Геннадия Николаевича Трошева — генерал-полковника, командующего федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане (1995—2002), Героя Российской Федерации0
Далее

 

Забытая культура лен. Развитие льноводства в Шудском крае

        Специалисты давным-давно отметили, что культура - это то, что не позволяет человеку опуститься до уровня животных и то, что отличает человека от животного. Есть культура - есть разум. И наоборот. Разум и культура делают человека разумным существом.  К культуре человек начинает приучаться с детства. 

       В нашей школе в программу воспитания и образования входит посещение музеев. После их посещения  мы  задаем ребятам вопрос: « Какие бывают музеи? Зачем нужны музеи?» В беседе выясняем, что это своеобразные хранилища экспонатов: предметов из древнего мира или не столь далёкого прошлого. Они знакомят с образом  жизни, бытом, традициями, обычаями, особенностями народа.

      Я сегодня приглашу вас в маленький школьный музей. Расскажу о бесхитростных приспособлениях и орудиях труда, которые были почти в каждой деревенской семье. Познакомлю с картой ремесел. Все вместе мы пройдем по маршруту под названием «Шудские чудеса». Поясню: чудеса – ремесла, которыми занимались жители Шудского края. Одно из них - ткачество. А «коли» речь пойдет о ткачестве, вспомним незаслуженно забытую крестьянскую культуру – лен:

      «Лен любит поклон. От корешка до рубашки много работы со льном»,- так говорили в деревнях. Выращивание и  обработка льна – работа трудоемкая и хлопотная, с минимальным применение механизации. В каждой деревне была создана льноводческая бригада.  Льнопункт находился и в селе Горки. 

       «Северный шелк» высевали в конце мая, когда минует угроза заморозков, а земля хорошо прогреется. Лен должен быть посеян до дня Елены-Ленницы, до 3 июня. В день Елены-Ленницы (Олены – Льницы) на полосу со льном белые камешки бросали, белого льна ожидали.  По обычаю, перед выездом в поле сеять лен, в лукошко с льняным семенем ставили горящую свечу, молились, приговаривая: «Уродись лен длинный, чистый, колоколистый!» Мужчина-севец ехал в поле в длинной рубашке. Бытовал и другой обычай. В котомку с семем бабы клали печеные яйца, а мужик- севец должен был их подбросить как можно выше, чтобы вырос высокий лен.

      Ленок теребят, когда он дойдёт до желтой спелости. «Теребление» - процесс выдергивания растения из земли производился вручную. Чтобы работалось веселее, подзадоривали друг друга шутками, частушками.

Мы с товарищем вдвоем

Теребили в поле лен.

Теребили, говорили:

- Мы в солдаты не пойдем.

       Теребление льна заканчивали к Ильину дню (2 августа по н. ст.). Хорошие хозяева вытеребят лен и не сразу вяжут его в снопы, они «ростелют» лен на полосе для мягкости волокна . Так лен полежит ночи две, потом его поставят в бабки, высушат и свяжут в снопы. Как только снопы просушатся, приступали к околачиванию.  Выстоится лён в десятках на полосе – его везут к риге околачивать.  Околачивать лен -  отделять головки с семенами от стеблей. На своем подворье околачивали вручную колотушкой.  По две тысячи снопов околачивали за день.  После околота выбирали место для растила. Лён тонким слоем раскладывать по поверхности земли для мочки его дождём и росой. В августовский «ростил» бывает самый хороший лён. Стлище - это место, обычно на лугу, где расстилают лён для мочки его дождем и росой.  Лён стелют на  стлище после праздника  Преображенья  На веретьях, где сухорос да белоус, лён не стелют.  Теперь льняная соломка должна вылежаться, пролежать нужное время на стлище, стать готовой для обработки Процесс вылежки тщательно контролировали. Лен мог «подгореть», пересушиться на солнце. Когда раскосматится, раскуделется, значит пора его «снимать», увозить со стлища.   Лён снимают со «слишша» в бабье лето. Если сырой, ставят в суслоны. В каждом суслоне было по 18 снопов.  Высушенные стебли льна подвергают обработке с помощью ручных приспособлений: 1) отделяют костистую часть от волокнистой, разминая в мялке, 2) выбивают костру особой лопаткой, т.е. треплют, 3) вычесывают остатки костры щетками. В результате такой обработки получают разные сорта волокна, отходы от мятья, трепания, чесания. Со Саватьева дня (10 октября по н. ст.) до Казанской (4 ноября по н. ст.) начинали «делать» лён.  С его обработкой нужно было управиться до больших морозов. Теперь к работе приступят мяльщицы.   Мять -  очищать волокно льна от костры (соломы) при помощи мялки. Мяли лён на сарае, на дворе,  у овина. «Наберёшь полную горсть сухой, нали горячей трески розломаешь её на две али на три части, помнёшь в мяльнице перво комель, потом вершинку, соединишь части, раза три повернёшь, охлещешь  о мялку, одёрнёшь, пригладишь хорошенько. «Силу и выдержку надо иметь при такой роботе» - делиться воспоминаниями Голубева Надежда Александровна, житетельница д. Прудовка.  После мятья лён две недели отлёживался, потом его трепали. Треплют лён, сидя на лавке, бросив  мешок на колени, а то и лапоть, чтобы не ушибать ногу трепалом. Лен отреплен. Следующий этап обработки – чесание.  Вычёсывали  специальными щётками (железной и ручной) остатки костры из отрёпанного волокна.  Лён чешут дважды: сперва железной, потом ручной щеткой из щетины. Чтобы вовремя обработать волокно, на льнопункт приходили работницы из Поляков, Югаров, Кулигина и других деревень.  Часто соседки собирались вместе чесать лён в одной бане, каждая своё чесала. Эти воспоминания я записала со слов жительницы д. Прудовка Шалабаевой Галины Васильевны: «Там где сейчас находится пруд, была болотистая местность. Посредине стояли три сосенки, из-под них били ключи.  Всего их было девять. Вода ручьев скапливалась в небольшой низинке. Со временем образовался небольшой пруд. Крестьяне деревни вокруг пруда построили бани и мяли в них лен, а омялье выкидывали прямо в воду. Ключи, видимо, стало заметать. Пруд обмелел. После того, как пруд вычистили, снова забили ключи». 

         Лен - практически безотходная культура. Из семян получали масло. В Шуде было две льняные мельницы. В Поляках у братьев Овчинниковых, в Кулигине у Кошелькова Ивана. Не выбрасывали даже  колоколец. Так называют шелуху от головок льна. «Лен веют – колоколец относит в сторону. В голодные военные годы хлеб с колокольцем пекли». В зависимости от длины волокна лен имел различные названия и применение. Тонковолокнистый лён в любую ниточку пойдёт, его на полотна тонкие да на повязки пряли. Вычески льна (изгреби и пачеси), идут для изготовления нетонкого холста, половиков. Куделя – это изгреби и пачеси, пряли их на простые холсты, на мешки, на половики, на разные постилы. Омялье -  отходы при мятье льна: грубое волокно пополам с кострой, падающее под мялку. Отрепи - отходы при трепании льна, волокно самого низкого качества.  Из отрепей  вили верёвки. 

        Крестьяне в нелегком своем труде надеялись на заступничество небесных покровителей. По народному календарю 10 ноября был днем Ненилы-льницы и Параскевы Пятницы. Существует  поверье о том, что в чистой воде родников являлась людям икона Параскевы Пятницы. Бабы бросали в воду кудель со словами: «Матушке Пятнице становину». Параскева считается покровительницей зимней работы у женщин, в первую очередь прядения.  На Ненилу и Параскеву не пряли. В этот день полагались особые молитвы о хороших женихах. Женщины устраивали «льняные смотрины», выносили напоказ вытрепанный лен. После 14 ноября, после широко отпразднованных кузьминок, принимались женщины за зимнюю пряжу. Святые Козьма и Демьян считались покровителями ремесел, главным образом женского рукоделия. «Батюшка Козьма – Демьян, - говорили работницы, садясь за прялку,- сравняй меня позднюю с ранними», то есть помоги не отстать от тех, кто начал прядение раньше.  Местных рукодельниц обеспечивал прялками и самопрядками житель д. Кулигино Артемий Андреевич Киселев.

Результат труда льноводов, прядей и ткачих – готовая ткань. В наименованиях тканей отражается традиция изготовления сложнейших по технике и рисунку тканей, производимых на домашнем ткацком станке. Холст – общее название льняной ткани. В зависимости от назначения холста в быту его золили (выпаривали в зольном отваре), белили с белькой (хлоркой), настили, расстилали по насту. Холстину, которую настили, стирали в снеговой воде, сбивали (уплотняли) вальком. Высушенный холст катали. Ткань из разноцветных ниток, клетчатая или полосатая – это пестрядь.   Пестряди с крупными клетками ткали на юбки, а с мелкими клетками на рубашки мужикам. Из крашенины (крашеная ткань) шили верхнюю одежду, сарафаны, рубахи, кофты.

         Сотканные половики,  дерюги, мешковина изготавливались для своих нужд и на продажу. В колхозе за выполненную работу расплачивались трудоднями. Однако прибыль от растениеводства для колхоза составляла 25%. Может быть это и мало, но как много мы потеряли.

  Подошла к концу экскурсия по небольшому школьному   музею. В отличие от крупных музеев экспонаты в нем       продолжают жить, удивлять, действовать. Вы     самостоятельно можете узнать принцип работы   льномялки.  Не бойтесь сесть за прялку и взять в руки   веретено и, захватив волокно мягкой льняной кудели,   начать прядение. Не получается – не огорчайтесь. Я     сама возьму веретенце. А чтобы работа спорилась,   заведем песню. О синем льне.  О том, как его сеяли. О   том, каким он уродился.  И станут всем понятны слова:  «Лен любит поклон».

 

  Вопрос о том, зачем нужны музеи, приводит только к    одному выводу - чтобы помнили, чтобы знали, чтобы      ценили, чтобы берегли. Музеи - это история. Значит,  музеи  - это память. Ушел в прошлое огромный пласт  русской  народной культуры, лишь сейчас  осознаваемый нами как  величайшая ценность.

 

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться