Лапшангская церковь

Дата события 1960
Утверждено 01.06.2016
Область Вера
Место с.Лапшанга Варнавинского района Нижегородской области
Эпоха Советский союз
Внесено в Изборский холм 31.05.2016

Похожие земли

Святой Никольский источник находится на берегу реки Атмис в селе Федоровка. На исходе XVIII века статскому советнику помещику Ефиму Петровичу Чемесову было видение во сне, что ему нужно очистить заброшенный источник на окраине села.0
Далее
Место гибели (авиакатастрофа) Геннадия Николаевича Трошева — генерал-полковника, командующего федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане (1995—2002), Героя Российской Федерации0
Далее

Недаром говорят, что Родина начинается с любимого сердцу уголка – малой Родины, где я родилась, где сказала первое слово, где мне хорошо и уютно. Это красивая местность, укромный уголок Варнавинского района деревня Аппалиха. Раньше мои родители жили в Нижнем Новгороде, и мы часто приезжали в гости к бабушке. Я обратила внимание, что одни населенные пункты называются деревнями , а другие селами. И на мой вопрос бабушка ответила так, что селами назывались те поселения, в которых были построены церкви. Но почему нет никакой церкви в селе Лапшанга? Я решила разобраться, почему так произошло. Использовала материалы школьного музея, беседовала со старожилами . Село Лапшанга – Никольское-село Варнавинского района. Очень старое селение. Имеются документы, свидетельствующие, что селение существовало уже в XVI веке. По документам 1617г Лапшанга была уже крупным селом и являлась центром Лапшангской волости Галицкого уезда Уженской осады. Название селения произошло по названию речки, на которой оно расположено. Название речки происходит от марийского слова «лапшангы», что по-марийски означает «репейник», который рос обильно по берегам реки. Название «Никольское» селу дали по престолу, построенной здесь церкви. Но церковное название упоминалось только в официальных документах. А теперь обратимся к «Словарю русского языка» под редакцией С.И. Ожегова, где прочитаем «Церковь- это здание для богослужения, храм». И это действительно так. Ведь главной целью лапшангского крестьянина ( да и не только его) было СПАСЕНИЕ ДУШИ. Потому и в горе, и в радости он обращался к церкви. Церковь объединяла людей. Сюда приходили жители всех окрестных деревень. В церкви проходил человек все важные события своей жизни. Здесь его крестили при рождении, давали ему имя. Здесь проходило венчание, когда создавалась семья. Здесь можно было раскаяться в своих ошибках (грехах) и вступить на пуmь исправления. И здесь его отпевали. Когда он заканчивал свой земной путь. Церковь объединяла людей, призывала их верить в добро и самим не совершать злых поступков. Люди, в нарядной одежде шли в церковь, как на праздник. В молитвах находили себе успокоение и веру, которая становилась опорой в трудной жизни. Храм строился на красивом, высоком месте, и сразу видно, что это не обычное здание. Глядя на фотографии с изображением золоченых куполов, я восторгалась умелыми руками тех неграмотных, необразованных людей, которые возводили церковь, радовались ее открытию и не могли помыслить о том, что буквально через некоторое время ее сотрут с лица земли . Только сейчас я начинаю понимать, как ушла из жизни моих односельчан уникальная историческая ценность – Никольская церковь Вознесения господня с приделом Николая Чудотворца. Первые христианские церкви на ветлужских погостах строились местными мастерами и содержались мирянами окрестных селений. Мысли бьют порой неустанно И несутся вдаль быстрее ветра.. Когда в старинном селе Лапшанга Появилась первая церковь? Оказалось , с XVI века Начинает она исчисление, И в длину три сажени где-то Видно малым было селение… И действительно, к концу XVI века на ветлужских землях от реки Вол до устья реки Усты кроме « великого погоста Троицы Варнавины пустыни возникает Лапшангский погост с церковью Николая Чудотворца» вот как раз на самом этом месте. Об этом событии дозорщики писали в 1617 году так: « Погост Лапшангские волости, а на погосте храм во имя чудотворец Никола деревян клетский, а в церкви образы и свечи поставные и книги и колокола, строение мирское. Да на погосте ж двор попа Непогоды Осипова, да двор пономоря Митрофана Михайлова да три кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви божии…» В 70-80-е годы XVII века помещик вместе с крестьянами стали обновлять старую деревянную церковь , а затем строят новую церковь Вознесения Господня с приделом Николая Чудотворца. Если до середины XVIII века сами крестьяне прихода строили церкви, приобретали церковное имущество, и содержали церковного притча, то с 1765 года Синод и духовные епархии привлекали для этой цели средства государства и удельного ведомства. Теперь на долю крестьян приходилась только заготовка леса и подвозка его к погостам. А епархиальное начальство подбирало проекты церквей, снабжали храмы инвентарем, иконами, направляло в приходы церковнослужителей. Содержание церквям выплачивалось уже по разрядам. Но в одно жаркое лето случился страшный пожар, во время которого церковь сгорела. В начале XIX века духовное ведомство приступило к строительству каменных церквей. Потому на сельском сходе решено было строить новую церковь, но уже каменную. Такая церковь в числе самых первых и была построена в селе Лапшанга. Это произошло в 1814 году. Строили церковь всем миром. И вот здание новой кирпичной церкви прекрасной архитектуры возвышается над селом.. Лапшангская каменная церковь относилась к третьему разряду, имела на службе 2 священника, 2 дьякона, 2 дьячка и 2 пономаря. Кроме того, церковь получала от государства вознаграждение по 366 рублей в год. Здание и парк кладбище около него было обнесено добротным , исксно выполненным металлическим забором-оградой. Николаевская церковь с. Лапшанга – зданием каменная, с такою же колокольнею, постр. В 1814 г. Тщание прихожан. Ограда каменная с деревянной решеткой. Кладбищ 2: а) одно в 40 саж. От церкви, обнесено деревянной оградой, б)другое в 1 версте, обнесено такою же и оградой и окопано рвом. Престолов 3: а) в честь святит. Николая, б) св. прп. Вмц. Екатерины в) прп Марии Египетской. Расстояние от Костромы 382 версты, от Варнавина 5 верст. Ближайшие церкви: Троицкий собор г. Варнавина в 5 верстах, Богородская с. Беберина в 9 верстах, Ильинская с. Тимарихи в 19 верстах и Никольская с. Шуды в 23 верстах. Храм утрачен в 1960 –е гг. ( другим данным – в 1937 году). С первых дней Советская власть встала на путь атеизма. Претворение в жизнь изданного в январе 1919 года декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» было возложено на ликвидационный пятый отдел Комиссариата юстиции. Началась острая борьба церкви с государством: аресты и расстрелы духовенства, изъятие из церквей золотых и серебряных ценностей, позднее и полное разрушение церквей… Активные исполнители директив сверху были и в Лапшанге. При их деятельности сжигали иконы и церковные книги, ломали церковь… Старожилы рассказывали, что когда нашлись двое смельчаков сбросить кресты с куполов церкви и церковный колокол, « так, как только они забрались на купол, один сорвался вниз и разбился, а другой от испуга сам слез , но умом тронулся. Это их Бог наказал за их злодеяние». Но постепенно церковь все же разрушили, а на ее месте был построен сельский клуб. Так исчезла церковь... Как тяжело и горестно на душе после таких воспоминаний! « А вот церкви-то не следовало ломать. Все-таки это произведение искусства. Да и наша жизнь тоже. Восстановить их, наверное, уже никогда не восстановят. Нет таких мастеров и умельцев, а главное дела до них нет!»- это слова старейшей жительницы п. Варнавина, известной частушечницы Антоновой Александры Ивановны К счастью это оказалось не так и сейчас на месте , где была церковь начали строить новый храм Как поется в известной песне: С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять… Да, нашу историю никто не может отнять у нас. Мне хочется обратиться ко всем гражданам нашей Родины: - Любите свою Родину всем сердцем, как родную мать, никогда не забывайте ее прошлое!

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться