Пещера, где молился Савва Сторожевский

Дата события 1406
Утверждено 29.12.2015
Область Вера
Место Савво-Сторожевский монастырь
Эпоха Древняя Русь
Внесено в Изборский холм 01.12.2009

Похожие земли

Магадан воспет как печально знаменитая «столица Колымского края». Миллионы жизней перемололи жернова смерти колымских лагерей: до 1957 года на Колыму и Чукотку было доставлено более 2 миллионов заключенных, погибшими в лагерях признано 120 –130 тысяч, расстреляно около 10 тысяч человек0
Далее
Спасский женский монастырь расположен близ села Костомарово. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. 0
Далее


 

Неподалеку от Саввина Сторожевского монастыря, в одном из самых живописных мест Звенигородской земли расположен скит преподобного Саввы.

Судьба его неразрывно связана с монастырем, расстояние до которого - около километра. Основание как монастырю, так и скиту положила слезная горячая молитва звенигородского чудотворца преподобного Саввы Сторожевского.

Во времена игуменства преподобного Саввы в Сергиевом монастыре к нему приходили миряне, искавшие наставничества в духовной жизни и совета в земных делах. Часто приезжал в Троицкий монастырь звенигородский князь Юрий, сын Дмитрия Донского и крестник преподобного Сергия. Бывая в обители своего крестного отца, князь Юрий становится духовным сыном преподобного Саввы. Христианину очень тяжело жить вдалеке от своего духовника. Стремясь быть в постоянном духовном общении с преподобным Саввой, князь "наипаче молит преподобного старца, еже никогда же отлучену быти ему от него, но да пребудет у него и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звениграда, идеже есть место, зовомо Сторожи".

По преданию, на холме, где впоследствии возник монастырь, издавна находилась одна из многочисленных пограничных Сторожевых башен, цепь которых охраняла русские земли от вторжений с запада. Название местности "Сторожи", соединившись с именем преподобного Саввы, перешло в наименование монастыря - Саввин Сторожевский. Но это произошло не сразу. Первоначально обитель именовалась "Домом Пречистой на Сторожах", Рождественским монастырем, так как ее первый храм был освящен во имя праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В первую деревянную церковь обители (а позже - в построенный на ее месте в 1405-1406 гг. белокаменный собор) была помещена икона Пресвятой Богородицы, взятая преподобным Саввой из монастыря преподобного Сергия. Принесены были в Звенигород и традиции этой обители. После умножения братии преподобный Савва ввел общежительный устав, сам трудился в основанной им обители, служа инокам образцом смирения и кротости.

По преданию, настоятель часто удалялся в небольшую пещерку, вырытую им неподалеку от монастыря. Автор жизнеописания преподобного Саввы, составленного уже в XIX в., так объясняет желание святого: "Опасаясь славы и счастия более, нежели в мире боятся унижения и бедствия, он уклонялся за версту от монастыря, к северу и там, в глубоком овраге, под сению густого леса, ископав себе пещеру, предавался молитве и изливал потоки слезные, в покаянии, в умилении, в созерцании на земле жизни обителей небесных". По преданию, последние годы жизни преподобный Савва почти постоянно проводил в пещере и даже скончался в ней.

          На многочисленных иконах XIX - начала XX вв. "Преподобный Савва в пещере" святой запечатлен под низким сводом темной пещеры, стоящим или коленопреклоненным перед образом Пресвятой Богородицы. В пещере горит лампадка, на небольшом столике лежит развернутая книга. Эти часы уединения помогали святому совмещать обязанности игумена с напряженной духовной жизнью.


 

Как игумену ему было необходимо решать вопросы по управлению обители, обсуждать с князем хозяйственные дела, разбирать споры крестьян, живущих на монастырской земле. Но при всех этих заботах не прекращалась его внутренняя духовная жизнь, для которой необходимо было уединение, и это уединение святой находил в своей пещере.

Иеромонах Сторожевской обители о. Савватий в 1860-х гг. вспоминает, что пещерка "имела вид грота или русской большой печи, и при ней свободно можно было стоять и молиться. Устроена же она была из разных мелких камешков, которые так крепко между собой соединились, что когда пещера эта расселась, то разделилась на три больших отдельных камня; два из них можно видеть и сейчас по бокам пещеры, а третий углублен под стеною церкви".

На протяжении столетий сохраняется память о столь любимом преподобным Саввой месте. По преданию, пересказанному иеромонахом Савватием уже в XIX в., некоторые иноки продолжали уединяться в пещерку преподобного. В XVI в. игумен обители Варсанофий, "оставя свое начальство родному брату Савве, сам удалялся для безмолвного пребывания в пещеру. Здесь он пробыл около 40 лет, занимаясь молитвою, пением и чтением душеполезных книг

До 1825 г. "под пещерою струился источник воды, а как скрылся, неизвестно"

По мнению некоторых лиц, посещавших Саввин монастырь во второй половине XIX в., к середине XIX в. пещерка была уже почти забыта. Однако в описании Звенигородского уезда 1853 г. есть следующие строки: "Недалеко от монастыря [Саввина] находится пещера преподобного Саввы, вырытая в крутых скатах р. Сторожки. К этой пещере, в день св. Саввы, стекается большое число богомольцев".

(по материалам сайта http://ussur-nikola.cerkov.ru/prepodobnyj-savva-storozhevskij-†1407/)

 Молитва преподобному Савве

 О  пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 Тропарь, глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.


 



 

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться