Монастырь «Оптина Пустынь»

Дата события конец XIV в.
Утверждено 18.12.2017
Область Вера
Место Россия, Калужская область, г. Козельск
Эпоха Древняя Русь
Внесено в Изборский холм 01.12.2015

Похожие земли

Святой Никольский источник находится на берегу реки Атмис в селе Федоровка. На исходе XVIII века статскому советнику помещику Ефиму Петровичу Чемесову было видение во сне, что ему нужно очистить заброшенный источник на окраине села.0
Далее
Место гибели (авиакатастрофа) Геннадия Николаевича Трошева — генерал-полковника, командующего федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане (1995—2002), Героя Российской Федерации0
Далее

По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве — Макарий. Синодик Оптиной обители 1670 года, переписанный с древнего синодика, свидетельствует, что уже в XV столетии существовала Оптинская обитель. Она служила убежищем для старцев и стариц, живших в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца. Первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова.

В 1689 году началось в монастыре строительство первой каменной церкви Введения Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского. В XVIII веке материальное состояние монастыря было тяжёлым.

В 1704 году по указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был обременителен для Оптиной пустыни. Оптина пустынь была упразднена в 1724 году по Духовному регламенту и была присоединена к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю.

В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь восстановлена, Оптиной пустыни было возвращено монастырское имущество. В 1741 году началось строительство деревянной колокольни. В 1750 году началось строительство нового храма во имя Введения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами: с южной стороны — придел преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной — великомученика Феодора Стратилата.

В 1759 году храм уже был почти готов, в этом же году освящён был придел Пафнутия Боровского. В 1764 года по указу Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина пустынь вошла в число заштатных монастырей в Крутицкую епархию. В 1768 году завершилось строительство нового соборного храма, благодаря богатым вкладам новых благодетелей. В 1770 году по отчёту числилось трое монашествующих. В 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики.

Положение монастыря стало меняться в 1795 году, когда митрополит Московский и Калужский Платон обратил внимание на нужды обители. В 1796 году он посетил Оптину пустынь, и ему очень понравилось это место. Уже в 1797 году братия обители насчитывала 12 человек. В 1799 году Оптина пустынь перешла во вновь открытую Калужскую епархию. Епископ Калужский Феофилакт (Русанов) обращал особое внимание на возрождавшуюся обитель.

23 января 1918 г. декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944—1945 году проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров, а после войны до 1949 года размещалась воинская часть.

17 ноября 1987 г. Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви, и первейшей задачей стала забота о том, чтобы привести святые могилы Старцев в благопристойный вид, удалив с них следы поругания. Когда начались работы по воссозданию храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, священноархимандрит Оптиной Пустыни, благословил устроить его так, чтобы он мог стать усыпальницей семи оптинских Старцев, погребенных на монастырском некрополе: Льва, Макария, Амвросия, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия и Анатолия (Потапова).

3 июня 1988 г. в надвратой башне обители в день Владимирской иконы Божией Матери состоялась первая божественная литургия В настоящее время монастырь практически полностью восстановлен.

1 февраля 1990 г. Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа. В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. Известие о мученической смерти трех Оптинских насельников подобно грому небесному прорезало обычную повседневность жизни, потрясло людские души и сердца.

В 2008 г. на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта построена часовня Воскресения Христова, находится на монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря). В часовне по субботам совершается заупокойная лития.

7 июля 1998 г. приступили к работам по обретению святых мощей Старцев, погребенных на монастырском некрополе. 21 октября 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в обитель с тем, чтобы в день памяти святого преподобного Амвросия Оптинского, 23 октября, совершить освящение храма и переложить обретенные св. мощи преподобных Старцев Оптинских в приготовленные для этой цели раки. На это торжественное событие в Оптину прибыло множество гостей и паломников.

Выделяется размером памятника, обилием цветов и особой ухоженностью среди прочих могил на новом монастырском кладбище могила игумена Петра (Барабана) (25 июня 2001 г.). Последнее десятилетие жизни отца Петра связано с Оптиной Пустынью.

В 1996 году Калужский владыка Климент наградил иеромонаха Петра званием игумена. А к 60-летию монашеского пострига, за три месяца до упокоения, 25 марта 2001 года, батюшка был награжден наперсным крестом с драгоценными камнями, а также Патриаршей грамотой в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви.

Источники и ссылки

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться