Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Дата события 1653 г.
Утверждено 23.03.2017
Область Вера
Место Россия, Воронежская обл., Лискинский р-н, с. Селявное-1
Эпоха Древняя Русь
Внесено в Изборский холм 01.12.2015

Похожие земли

Магадан воспет как печально знаменитая «столица Колымского края». Миллионы жизней перемололи жернова смерти колымских лагерей: до 1957 года на Колыму и Чукотку было доставлено более 2 миллионов заключенных, погибшими в лагерях признано 120 –130 тысяч, расстреляно около 10 тысяч человек0
Далее
Спасский женский монастырь расположен близ села Костомарово. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. 0
Далее

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием - Дивы.

Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена.

На территории монастыря расположена Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Высечена в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона. Представляет из себя скалу, облицованную меловыми блоками. По преданию церковь была основана в 1658 г. греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, бежавшими от преследования католиков. Здесь же они и были похоронены. Могилы иеромонахов находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.

Воронежский край подвергся нападению кочевников: половцев, печенегов, татаро-монголов, которые опустошили его полностью, - об этом в Никоновской летописи повествует диакон Игнатий Смольянин – спутник московского митрополита Пимена, посетившего проездом эти края в 1389 году. С восстановлением границ России и возрастанием ее могущества, со строительством таких городов, как Воронеж, Острогожск, Коротояк тесно связана и судьба монастыря. Первыми иноками обители стали украинские монахи, пришедшие в эти места вместе с казаками. Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.

В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии. В 1699 году по свидетельству адмирала Крюйса, монастырь посещал царь Пётр I Великий. Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год.

В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению, но затем его все же сохранили как заштатный монастырь. Известный немецкий путешественник, географ, геолог и биолог Самуил Георг Гмелин, посетивший обитель в 1769 году, застал в ней только одного игумена. В 1773 году по ходатайству святителя Тихона Задонского, возглавлявшего тогда Воронежскую епархию, все земли и имущества вернули монастырю, и жизнь в обители снова возродилась. Но согласно указу 1786 года монастырь был всё же упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.

С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, согласно которому Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского. Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Инок Анфим руководил обителью 20 лет.

В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие - в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону - Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней. Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник дом отдыха, а позже - санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь был госпиталь.

В послевоенное время здание монастыря снова переустроили в санаторий. В 1988 году на территории Дивногорья был открыт музей-заповедник. Усилиями государства в 1991 году были спасены от разрушения пещерные храмы в Больших и Малых Дивах. В 1997 году здания монастыря снова переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время здесь находится мужской монастырь. Усилиями Воронежской епархии воссоздаётся прежний исторический и духовный облик обители.

Источники и ссылки

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться