Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Дата события 1653 г.
Утверждено 23.03.2017
Область Вера
Место Россия, Воронежская обл., Лискинский р-н, с. Селявное-1
Эпоха Древняя Русь
Внесено в Изборский холм 01.12.2015

Похожие земли

Святой Никольский источник находится на берегу реки Атмис в селе Федоровка. На исходе XVIII века статскому советнику помещику Ефиму Петровичу Чемесову было видение во сне, что ему нужно очистить заброшенный источник на окраине села.0
Далее
Место гибели (авиакатастрофа) Геннадия Николаевича Трошева — генерал-полковника, командующего федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане (1995—2002), Героя Российской Федерации0
Далее

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием - Дивы.

Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена.

На территории монастыря расположена Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Высечена в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона. Представляет из себя скалу, облицованную меловыми блоками. По преданию церковь была основана в 1658 г. греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, бежавшими от преследования католиков. Здесь же они и были похоронены. Могилы иеромонахов находились рядом с пещерной церковью направо от входа. Вплоть до 1917 г. они сохранялись и показывались паломникам.

Воронежский край подвергся нападению кочевников: половцев, печенегов, татаро-монголов, которые опустошили его полностью, - об этом в Никоновской летописи повествует диакон Игнатий Смольянин – спутник московского митрополита Пимена, посетившего проездом эти края в 1389 году. С восстановлением границ России и возрастанием ее могущества, со строительством таких городов, как Воронеж, Острогожск, Коротояк тесно связана и судьба монастыря. Первыми иноками обители стали украинские монахи, пришедшие в эти места вместе с казаками. Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.

В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии. В 1699 году по свидетельству адмирала Крюйса, монастырь посещал царь Пётр I Великий. Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год.

В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению, но затем его все же сохранили как заштатный монастырь. Известный немецкий путешественник, географ, геолог и биолог Самуил Георг Гмелин, посетивший обитель в 1769 году, застал в ней только одного игумена. В 1773 году по ходатайству святителя Тихона Задонского, возглавлявшего тогда Воронежскую епархию, все земли и имущества вернули монастырю, и жизнь в обители снова возродилась. Но согласно указу 1786 года монастырь был всё же упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.

С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, согласно которому Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского. Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Инок Анфим руководил обителью 20 лет.

В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие - в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону - Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней. Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник дом отдыха, а позже - санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь был госпиталь.

В послевоенное время здание монастыря снова переустроили в санаторий. В 1988 году на территории Дивногорья был открыт музей-заповедник. Усилиями государства в 1991 году были спасены от разрушения пещерные храмы в Больших и Малых Дивах. В 1997 году здания монастыря снова переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время здесь находится мужской монастырь. Усилиями Воронежской епархии воссоздаётся прежний исторический и духовный облик обители.

Источники и ссылки

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться