Успенский Колоцкий женский монастырь

Дата события 1413
Утверждено 16.11.2016
Область Вера
Место Россия, Московская область, Можайский район, дер. Колоцкое
Эпоха Древняя Русь
Внесено в Изборский холм 01.12.2015

Похожие земли

Магадан воспет как печально знаменитая «столица Колымского края». Миллионы жизней перемололи жернова смерти колымских лагерей: до 1957 года на Колыму и Чукотку было доставлено более 2 миллионов заключенных, погибшими в лагерях признано 120 –130 тысяч, расстреляно около 10 тысяч человек0
Далее
Спасский женский монастырь расположен близ села Костомарово. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. 0
Далее

До середины XVI века сведения об обители отсутствуют. Согласно «Степенной книге» обитель появилась в 1413 году. Этому событию предшествовало легендарное явление Колочской иконы Божией Матери, описанное в летописях и древнерусской «Повести о Луке Колочском».

Согласно «Повести», в 1413 году в Колочи бедный поселянин Лука «в некоемъ месте обрете икону Пречистыя Богородицы, держашу на руце Младенец Господа Бога нашего Исуса Христа. Со единыя страны иконы тоя на затворце образ Николы чюдотворца, а з другую — Илии пророка». Лука взял икону к себе домой, и в тот же день от иконы получил исцеление больной, лежавший в его доме. Весть о чуде разнеслась по окрестным сёлам и к Луке стали стекаться недужные, желая исцелиться чудесным образом.

Собрав благодаря иконе большие деньги, Лука возвёл Успенский храм, где и был поставлен чудотворный образ, а для себя построил просторные каменные хоромы и зажил, как князь. Однажды ловчий князя поймал огромного злого медведя; посадив его в деревянный ларь, он вёз его в Можайск мимо двора Луки. Тот велел выпустить медведя на своём дворе, и медведь его покалечил. Думая, что он находится при смерти, Лука умолял приехавшего князя с пользой распорядиться его имением. Выполняя волю умирающего, князь Андрей Можайский велел поставить в селе монастырь, поместил в нём Колочскую икону и наделил новую обитель земельными угодьями. Первым насельником нового монастыря стал раскаявшийся и выздоровевший Лука. Вероятно, ещё при его жизни в монастыре был построен каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Согласно «Степенной книге Царского родословия», празднование Колоцкой иконы в монастыре издревле проходило 9/22 июля. Согласно устному преданию, дошедшему до нашего времени, на месте явления иконы забил целебный источник . Сейчас на этом месте стоит деревянная часовня (нынешнее строение — 1990-х годов). В XV-XVI веках обитель постепенно расширялась, богатела, пользовалась большой известностью и привлекала к себе большое количество паломников. Известно, что, собираясь в 1563 году в поход против Полоцка, царь Иоанн Грозный взял с собой чудотворную Колоцкую икону. В Смутное время (1609 г.) монастырь был разорён поляками.

Согласно описанию монастыря за 1626—1627 годы, два больших монастырских храма стояли разрушенными, а богослужения совершались в маленькой церкви Святителя Алексия под колокольней. Разорённый монастырь начал восстанавливаться в 1620-х годах, но уже с меньшим размахом. Успенский храм 1626—1627 годов сохранился лишь частично, поскольку был основательно перестроен век спустя. Во второй половине XVIII века началась кардинальная перестройка монастырского ансамбля. После революции монастырь был упразднён. В 1918 году в монастыре организовали коммуну бедноты. Крепостные стены и большая часть башен (кроме одной) разрушены. Последние монахи были арестованы и расстреляны по подозрению в контрреволюционной деятельности. При этом до 1934 года Успенский храм служил обычной приходской церковью, а после в нём расположилась школа-интернат для глухонемых детей.

Оригинал Колочской иконы был утерян в 1970-х годах. Сейчас известно лишь несколько поздних списков: один из них — в Петропавловском приделе Успенского собора в Московском Кремле. В 1990-е годы монастырь возобновлён как женский. В соборе помещён современный список Колочской иконы. Собор, колокольня и два из трёх келейных зданий отреставрированы; третий монастырский корпус реставрируется в настоящее время. Стен по-прежнему нет. На месте источника выстроена небольшая деревянная часовня.

Источники и ссылки

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться