Адмиралтейские верфи

Дата события 1704
Утверждено 11.11.2016
Область Оружие
Место Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 203
Эпоха Российская Империя
Внесено в Изборский холм 01.12.2015

Похожие земли

Святой Никольский источник находится на берегу реки Атмис в селе Федоровка. На исходе XVIII века статскому советнику помещику Ефиму Петровичу Чемесову было видение во сне, что ему нужно очистить заброшенный источник на окраине села.0
Далее
Место гибели (авиакатастрофа) Геннадия Николаевича Трошева — генерал-полковника, командующего федеральными войсками в ходе боевых действий в Чечне и Дагестане (1995—2002), Героя Российской Федерации0
Далее

Заложенный Петром I «Адмиралтейский Дом» стал крупнейшим кораблестроительным производством: за три с лишним века с адмиралтейских стапелей сошли более 2600 кораблей и судов самого различного класса и назначения.

Первое известие о судостроении на Адмиралтейской верфи относится к 12 января 1705 г. А уже 29 апреля 1706 года на воду сошел первый прам «Arcanne» (плоскодонная плавучая артиллерийская батарея), построенный мастером Выбе Геренсом, а в мае — яхты «Екатерина» и «Любовь». 5 декабря 1709 года Петр І совместно с Федором Скляевым заложили первый линейный корабль – 54-пушечную «Полтаву».

К концу 1715 года на верфях Главного Адмиралтейства одновременно строилось уже десять 60-90 пушечных кораблей. В 1725 году на верфи было построено и испытано «потаенное судно» Ефима Никонова — прообраз первой подводной лодки. Всего при жизни Петра І в Санкт-Петербурге было построено 23 линейных, 2 бомбардирских корабля, 4 фрегата, 8 прамов, около 200 галер. Корабли адмиралтейской постройки тех лет принимали участие в блистательных победах Русского флота над шведами при Гангуте, Гренгаме, у острова Эзель.

В 1789 году мастер Адмиралтейства шотландец Франц Морган построил на Матисовом острове плавильную печь и инструментальную мастерскую, а в 1792 году его зять Чарльз Берд основал на этом месте первый в России частный литейно-механический завод, который впоследствии вошел в состав «Адмиралтейских верфей». В августе 1815 года на заводе Ч. Берда был построен первый в России пароход.

Инженерами и мастерами адмиралтейских верфей были созданы корабли, ставшие ключевыми в истории флота России – броненосная батарея «Не тронь меня», построенная в 1865 г. английским инженером Митчелом и российским инженером А.Ф. Соболевым; броненосец береговой обороны — «поповка» «Новгород»; первый в мире мореходный миноносец «Взрыв» (1877 г.); корвет «Витязь»; прототип эскадренных броненосцев «Петр Великий» (1877 г.); легендарный крейсер «Аврора» (1903 г.); крупнейший в истории отечественного кораблестроения линейный корабль «Гангут».

Со дня основания до 1917 года на Адмиралтейских верфях было построено более 1000 кораблей и судов, в том числе более 800 гребных и парусных, 25 броненосцев, 8 крейсеров 1-го ранга.

В предвоенные годы на судостроительных заводах «Судомех» и им. А. Марти (позже вошедших в состав Адмиралтейских верфей) были построены 69 подводных лодок серий «М», «Щ», «С» и «К», составивших к началу Великой Отечественной войны 1/3 боевого состава подводных сил ВМФ СССР, а также — 316 торпедных катеров.

В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту 7 подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 т. На заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов. Самоотверженный труд коллектива верфи по выполнению фронтовых заказов, строительству и ремонту боевых кораблей получил высокую оценку.

В 1946 г. коллективу Адмиралтейского завода было передано на вечное хранение Знамя Государственного комитета обороны СССР. В 40-ю годовщину Победы Ленинградское Адмиралтейское объединение было награждено орденом Отечественной войны 1 степени за заслуги в обеспечении Советской Армии и ВМФ в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня АО «Адмиралтейские Верфи» являются одним из крупнейших производственных предприятий Санкт-Петербурга.

Источники и ссылки

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться