новости русского мира Наука из наук

Наука из наук
В прошлый раз  мы вспомнили о великом открытии, которое сделали отцы Русской Православной Церкви и вообще Восточной христианской церкви в той части, которая касается души. Она была очень четко, очень внятно, очень определенно названа внутренним человеком. В свое время я обратил на это внимание, вычитав это у апостолов Павла, Петра, Иоанна Богослова. А потом задумался: почему они все говорят о внутреннем человеке? С этого все началось. И, оказывается, сегодня, в наши сложные тревожные дни, без этого правильного, объемного представления о нашей душе нам просто невозможно жить, невозможно сохранить психосоматическое здравие и невозможно победить те вызовы, которые перед нами стоят.

Итак, на первом занятии мы поговорили о внутреннем человеке. Мы даже попытались создать объемный 3D-облик этого человека. Установили, что этот облик в точности соответствует фигуре человека, ее очертаниям. Святые отцы неоднократно отмечали, что образ души человека – это его кровь, кровеносная система, которая, согласно хрестоматийному представлению в учебниках, пронизывает все тело человека через артерии, вены, сосуды, капилляры. И если посмотреть на кровеносную систему в целом, то мы получим силуэт человека, который является точной объемной копией внутреннего человека. В то же время, не надо ставить знак равенства между кровью и душой, потому что сказано в Священном Писании: «…плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (Первое послание святого Апостола Павла к Коринфянам 15:50). Кровь все-таки относится к физической стороне дела.

Сегодня мы продолжим наш разговор о внутреннем человеке, будем постепенно постигать и вгрызаться в эту «науку из наук», чтобы лучше понять себя, чтобы получить весь необходимый инструментарий для борьбы со всякими рода патологиями, причем, не только душевными и духовными, но и физическими.

Первое, что хотелось бы отметить, - сейчас очень редко можно встретить людей внутренне спокойных и уравновешенных, сосредоточенных, внимательных, вежливых. К сожалению, таких людей становится все меньше и меньше. И, наоборот, очень много вокруг нас нервных, возбужденных людей, которые в буквальном смысле не находят себе места. И нужда, бедность, здесь – далеко не самые весомые причины такого состояния. Подобных индивидов с легкостью можно увидеть как в бедной, так и в богатой среде. Их отличительной чертой является глобальная неугомонность, - постоянная смена партнеров, некрепкие браки, смена хобби, мест жительства и тяга к постоянным путешествиям. «Страдал он страстью к перемене мест», - так великий Пушкин точно описал «героя» своего времени - Евгения Онегина.  Почему это происходит и сейчас?

Могу привести один пример из жизни. Как-то жизнь свела меня с одним человеком, очень состоятельным, который пожаловался мне на непонятное постоянное «дребезжание» и состояние «натянутой струны» в его душе. Это состояние совсем не было связано с его жизненными проблемами, - человеком он был успешным и состоятельным. Но изнурительное «дребезжание» преследовало его постоянно и вносило определенный дискомфорт. Когда мы попытались проанализировать его уклад жизни, - чтобы найти причину внутреннего дискомфорта, - то выяснилось, что мой собеседник был слаб «по женской части» и не пропускал ни одной юбки, как метко говорят у нас в народе. И когда я ему сказал, что ничего другого, кроме как прекратить свою блудливую похоть, я ему предложить не могу, то он неожиданно для меня ответил, что он не может справиться с этим «недугом» сам, он зависим. И тогда я задумался: почему у здорового человека, не обремененного никакими тяжелыми проблемами, успешного и состоятельного наблюдается такое депрессивно-невротическое состояние души? Чего ей не хватает? Почему она трепещет, дрожит и не находит себе места? Почему она тащит своего хозяина из угла в угол планеты и нигде не находит покоя? А потом я понял: внутренний человек, душа, в отличие от человека телесного, который является по отношению к ней только оболочкой, скафандром, точно знает, что ее ожидает за гранью физической смерти.  

Внутренний человек точно знает, что:

 1. Он не умрет.

2. Он не изменится за чертой смерти, если только при жизни не успеет исправиться и принести покаяние.

3. После смерти его ждет Суд Божий. А что это такое? На Суде человек предъявит себя Господу и тому духовному миру, который является видимым за гранью жизни и смерти, в том конкретном духовном состоянии, которое он «наработает» за все годы своего пребывания на земле.

Что потопаешь – то и полопаешь… Все добродетели и пороки, добрые дела и злодеяния, правда и обманы будут отметками стоять на теле внутреннего человека, которое уже не сможет прикрыться внешним телом-скафандром. Связи, деньги, слава, почет и уважение, награды и регалии, которые являются показателями успешности земной жизни, тоже окажутся безполезными на этом Суде. Все земное вдребезги разбивается смертью, и душа выходит из тела такой, какая она есть на самом деле. Вот именно этого боится душа человека, даже если он ничего не знает или не хочет знать о духовном мире, никогда не слышал о внутреннем человеке, не интересовался, кто такая душа и не знает, как за ней ухаживать, как ее поддерживать в нормальном, здоровом, благополучном состоянии.  Но душа-то ведь все это знает! Как доказательно утверждал древний богослов Тертуллиан в своем трактате «О душе»: «Душа по природе своей - христианка». Она точно знает, что ее ожидает после смерти, поэтому еще при жизни начинает бить тревогу, теребить, молотить изнутри своего хозяина, через такие неудобные внутренние состояния и неуспокоенную совесть просит обратить на нее внимание, побуждает очистить ее от печатей неприглядных дел и мыслей. Душа такого человека взывает, просит перестать метаться по планете в поисках «приключений на свою голову» и гоняться за призрачными удовольствиями и благами, которые, в итоге, оказываются эфемерными, как солнечный зайчик.

Душа, обращаясь к двуипостасному человеку, взывает к нему: «Хозяин мой, не теряй время! Не убивай его! У тебя его неопределенно мало или много, - ты не знаешь!» Именно такое состояние внутреннего недовольства собой, которое испытывает внутренний человек, и есть состояние душевного страха перед судом Божьим, которое говорит, что душа не готова после смерти достойно предстать в духовном мире. Состояние внутреннего «дребезжания» и суетности очень точно ставит диагноз больной душе. Все виды депрессии, всевозможные неврозы, все психические и, как следствие, соматические отклонения здоровья, корнем своим имеют больное состояние души. В механизме этих состояний мы подробнее разберемся на последующих занятиях.

Сегодня мы отдельно поговорим о трех важных вопросах.

Первый вопрос – происхождение нашего тела и души. Поскольку основная тема наших занятий – тело и душа (два в одном), то, чтобы основательно разобраться в их происхождении, рекомендую прочитать первые главы Книги Бытия (Ветхий Завет), в которых Моисей рассказал нам, как Господь сотворил небо и землю, растительный и животный мир, а в завершении, на шестой Божий день, - и человека. Остановимся на этом подробнее. Человек был сотворен из земли: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт 2:7). Кстати, имя первого человека - «Адам», которое дал ему Господь, означает «земной», потому что земля называлась «Адама». Земное происхождение человека легко проверить и доказать. Если разложить человеческое тело на химические элементы, из которых оно состоит, и сравнить их с химическим составом земли, то легко можно убедиться, что человек более чем на 95% состоит из тех же химических элементов, что и земля. Это факт. Мы – земные. И Адам от Адамы сначала был неодушевленным телом, хотя и не был трупом, потому что он был создан Господом, а Бог есть источник жизни. Это тело уже имело в себе некую жизнь, в нем все клетки были живые. Но формирование человека как целостного, двуипостасного, произошло только после того, когда Господь вдохнул в лицо Адама от дыхания своего, «и бы́сть человѣ́къ въ ду́шу жи́ву» (Быт 2:7). Тогда душа вошла в это тело, соединилась с ним, и Адам стал полным, всецелым человеком, состоящим из тела и души. Именно душа и сообщила Адаму полноту жизни. Без этой души, как мы говорили на прошлом занятии, человек превращается в труп, не может ни дышать, ни двигаться, ни думать, ни жить. Душа вошла, и сообщила не только жизнь. Как пишет Макарий Великий, она сообщила телу жизнь и возрастание.  То есть, она возникает, появляется вместе с телом человека в утробе матери, когда, согласно Синаксарю о смерти («Синаксарь» =συναξις — греч. «церковное собрание, сборник» кратких сказаний о праздниках и о святых, которые читаются за Богослужением), читаемом в Страстную субботу перед Пасхой, «и рождения бо сице происходит: в третий бо день живописуется сердце, в девятый же составляется в плоть, в четыредеся́тый же в совершенный вид воображается». В третий бо день живописуется сердце… Мы уже говорили раньше о том, что сердце является центром двуипостасной личности человека –  душевной и телесной. Когда же оно начинает существовать в зародыше? Согласно научным медицинским данным, описание первых дней жизни человека выгладит следующим образом: «У человека оплодотворение происходит в маточной трубе (яйцеводе). Процесс дробления совершается в течение 3-4 суток, когда зародыш продвигается по маточной трубе к матке». (http://www.medical-enc.ru/8/zarodysh.shtml). Так вот, на третий день от зачатия, когда зародыш достигает места своего будущего развития в утробе матери, сердце уже «живописуется», то есть сформировано, существует и вмещает душу. И пусть никто не говорит, что недельный зародыш еще не полноценный человек, — это не так. Церковное вероучение говорит нам, что уже на третий день после зачатия зародыш является полноценным человеком. Итак, Богом был создан уже единый человек, состоящий из тела и души. И это отличает Адама от всех прочих тварей, потому что все остальные были созданы, как поет Пророк Давид Псалмопевец: «Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс 32:9). И светила небесные, и моря, и леса, и реки, и источники вод, и горы, и все земные твари (а у нас на Земле их существует более 2 миллионов видов!) – все это Господь создал одним повелением. «И сказал Бог…И стало так» (Быт 1:3-25).

Но только человека, как вершину этой пирамиды бытия, как властелина, как царя над всей землей и природой, - живой и неживой, - Господь создал даже не двумя, а тремя актами творения. Сначала триединый Бог в образе Троицы советовался внутри себя: создадим человека по образу и подобию Его. Это – первый акт. Второй акт: взял Господь персть земли и создал человека. И третий акт – вдохнул в лице его от дыхания Своего. Отсюда понятно, что если тело источником своего существования имеет землю (те же химические элементы), то душа источником своего существования имеет Бога. Но не Бога по существу, а Бога по благодати, – по дыханию Его. Очень важным фактом является то, что душа человека, также как и тело его, сотворена. И только объединившись, душа и тело создали единого целостного человека. Это важно понимать, потому что мы должны различать две природы в человеке. Одна природа – это земная, вещественная, грубая («дебелая», как говорили святые отцы). Эта природа после грехопадения Адама и Евы стала смертной. Как сказал Апостол Павел в Послании к евреям (Евр 9:27): «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд». Никто не прошел на земле мимо смерти, даже совершенный Бог и совершенный человек - Спаситель наш Господь наш Иисус Христос. Он тоже претерпел смерть, причем, смерть позорную, на Кресте.  Смерть ожидает тело любого человека на земле. Первый человек Адам был сотворен из земли и после грехопадения в нее же ушел. А вслед за ним пошли остальные. В Ветхом Завете (Быт 3:19) Господь говорит Адаму: «Земля еси и в землю отыдеши». Из земли человек создан, в землю и уходит после физической смерти, соединившись с ней вновь. Это, по сути, является возвращением долга земле. Таким образом восполняется первоначальный объем земли, существовавший до появления первого человека. Точно так же уходят в землю и птицы, и звери, и рыбы и т.д. Но, в отличие от человека, у прочих земных тварей душа одноактная, - и тело и душа у них произошли из земли, в их душах не присутствует дыхание Божие. Поэтому и тело, и душа животных уходят в землю. У человека все не так. Тело его уходит в землю, а душа возносится к Богу, - откуда и пришла. Пришла от дыхания Божия, - туда же и уходит после смерти, не претерпев физической смерти, полностью сохранив в момент перехода все свои личные качества, отличительные признаки, наработанные земной жизнью и поступками духовные результаты. У животных и человека налицо два разных пути движения души, так как у них имеются серьезные различия душевных природ.

Душа человека имеет массу, в 3-3,5 тысячи раз меньшую, чем масса тела, и почти в 300 раз она менее плотная, чем воздух. У тела и души разная природа. У души – сверхтонкая природа, практически, ангельская. И мы своим грубым телесным зрением не видим души другого человека (если иное нам не дано от Бога), а земное тело можно легко увидеть, осязать, измерить все параметры. Это – главное различие.

Разобравшись в различии природ тела и души, разберем второй важный вопрос занятия – как душа и тело соотносятся друг к другу, как взаимодействует внешний и внутренний человек в жизни.

Александр Нотин

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться