новости русского мира 27 сентября православные христиане отмечают праздник Крестовоздвижения

 

В этот день верующие вспоминают событие IV века, когда в Иерусалиме был чудесным образом обретен Животворящий Крест Господень, бывший до того утерянным. Его установил святой равноапостольный Константин Великий — первый христианский правитель Римской империи.

В 326 году после победы православия на I Вселенском соборе император желал в знак благодарности построить великолепное здание. Тогда его мать, святая Елена, которой было уже около восьмидесяти лет, в надежде найти Крест и Гроб Господень, отправилась в паломничество в Иерусалим поклониться святым местам. Когда при императоре Адриане Иерусалим был разрушен, тогда на месте, где был распят и похоронен Спаситель, насыпали земляной холм и построили там языческий храм со статуей Афродиты. Истинную святость этого места со временем забыли.

Приехав в Иерусалим, святая Елена обратилась к святителю Макарию, епископу Иерусалимскому. Благодаря записям, оставшимся от предков у одного иудея из восточных областей, удалось найти Гроб Господень. По приказанию императора место срочно расчистили. Неподалеку нашли три креста, а также гвозди, которыми прибили ко Кресту животворящее тело Спасителя, и дощечка с надписью по-еврейски, по-гречески и по-латыни: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19: 19–20). 

Кресты были сломаны, а их обломки рассыпаны, и невозможно было отличить Крест Господень от крестов двух разбойников. Святитель Макарий узнал его так: принесли умирающую женщину и подносили ее по очереди ко всем трем крестам. От крестов разбойников не произошло никакого чуда, но когда женщину поднесли к Честному Кресту, она исцелилась. 

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим.

Персидский царь Хосров II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в том числе увез Крест Иисуса Христа и патриарха Захарию (609-633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии I (610-641), который победил Хосрова и заключил мир с его сыном, возвратили христианскую реликвию.

Животворящий Крест торжественно принесли в Иерусалим. Согласно Священному преданию, император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм. Святой патриарх Захария торжественно повторил действия святителя Макария.

Тогда же святые отцы установили обычай ежегодно во всех церквях торжественно праздновать Воздвижение Честного Креста не только для воспоминания этих двух событий, означавших победу христианства, но и для свидетельства о том, что Крест  — орудие позора и осуждения в древности — стал символом Божественной славы Христа, явившейся в свете Его Воскресения.

Повторяя сегодня действие, совершенное святым епископом Иерусалима, и воздвигая крест на четыре стороны с пением «Господи, помилуй», христиане тем самым свидетельствуют, что Христос, взошедший на Крест, примирил все и соединил в Своем Теле все концы тварного мира, широту и долготу, глубину и высоту, для того чтобы мы через Него могли достичь Бога Отца (ср.: Еф. 3: 18; Кол. 1: 20).

Считается, что Честной Крест был сделан из трех пород дерева: кипариса, сосны и кедра. Таким образом, исполнилось пророчество Исаии: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис, певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего» (Ис. 60: 13). Его многочисленные частицы, рассеявшиеся по всему христианскому миру, не подвержены тлению и даруют благодать Воскресения христианам, которые с верой приходят им поклониться.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

Во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

Источники и ссылки

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться