новости русского мира О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, НАСТОЯЩИХ ГЕРОЯХ И ВЫСШЕМ ИСКУССТВЕ Митрополит Тихон: ко дню рождения

Сегодня, 2 июля 2018 года, исполняется 60 лет со дня рождения митрополита Псковского и Порховского Тихона, Председателя Патриаршего совета по культуре, главного редактора портала Православие.Ru.

 

Митрополит Псковский и Порховский Тихон. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.RuМитрополит Псковский и Порховский Тихон. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

 


Дорогой Владыко!

Однажды Вы сказали: «Жизнь священника, монаха, христианина — есть самое настоящее, самое высокое в мире творчество, доступное человеку». И Господь устроил так, что Вашему творчеству — как в этом, таинственном, так и в традиционном его понимании — оказались причастны сотни тысяч, если не миллионы людей, знакомых с Вами по «Несвятым святым», фильму «Византийский урок», историческим выставкам и, конечно же, Сретенскому монастырю и публикациям на нашем сайте.

Господь дал Вам несомненный дар: находить нужные слова для слабого и эгоистичного, духовно разболтанного человека XXI века. Слова, пробуждающие христианскую совесть и тоску по Небу. И по всему видно, что этот данный «Поэтом неба и земли» талант Вы умножаете с лихвой, возвращая Творцу самое ценное, что есть в мире, — воцерковленные христианские души.

Да подаст Вам всемилостивый Господь душевные и телесные силы, мудрость и всесильную помощь в несении всех Ваших многочисленных церковных послушаний, в управлении древней Псковской митрополией, в осуществлении всех благих начинаний на пользу Церкви Христовой!

Многая и благая лета!

С искренним уважением и любовью,
братия и прихожане Сретенского монастыря,
студенты Сретенской духовной семинарии,
редакция интернет-портала Православие.Ru
и все сотрудники Сретенского монастыря


​***

В этот день мы публикуем некоторые мысли митрополита Тихона из его проповедей, интервью и публикаций последних лет.


О ПОИСКАХ БОГА И «ПРОКЛЯТЫХ» ВОПРОСАХ

 

Митрополит Псковский и Порховский Тихон. Фото: Владимир Ходаков / Православие.RuМитрополит Псковский и Порховский Тихон. Фото: Владимир Ходаков / Православие.Ru

 

Не прожить жизнь зря!

Если человек не разобрался с вечностью в своей жизни, то, значит, он не разобрался ни с чем вообще. И жизнь прожита зря. Если человек не ставил себе эти «проклятые вопросы», по знаменитому выражению Достоевского, и не пытался всеми силами на них честно ответить, то человек не сделал в жизни абсолютно ничего. Даже если он посадил тысячу деревьев, построил целый город и родил десяток сыновей. Христос оставляет нам такие слова: «Если человек приобретет весь мир, а душу свою потеряет, нет ему в том никакой пользы».

На Пасху мы получаем приглашение в будущую жизнь

Человеческая душа жива, пока она ищет Бога

Человеческая душа жива лишь тогда, когда она ищет Бога. Даже если ты архимандрит, епископ, митрополит. Если останавливается поиск Бога, душа начинает мертветь.

О разводах священников, советских песнях
и рухнувшем образовании

Как оживить душу

В Священном Писании очень определенно сказано, как оживить душу, как сделать так, чтобы душа вновь стала юной и живой. «Взыщите Бога — и жива будет душа ваша». Искать Бога несмотря ни на что! Упрямо и настойчиво. И тогда исполнится обетование Господа Иисуса Христа: «Ищите и обрящете».

Но если поиск Бога, алкание Бога, желание Его постичь пропадает, это повод для очень серьезной тревоги. Надо потрудиться всеми возможными средствами, чтобы это желание восстановить в своей душе. Без этого ничего доброго не будет. Или, в лучшем случае, придется ждать, как спасительного дождя на иссохшую землю, потрясающих душу испытаний, болезней, тяжких ран и искушений.

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»

Правда навсегда остается в памяти человека

Без страха произнесенная правда, какой бы горькой и поначалу непонятной она ни казалась, навсегда остается в памяти человека. И будет обличать его до тех пор, пока он не примет ее или не отвергнет навсегда. То и другое — в полной власти каждого.

«Несвятые святые»

«Вспомни свою первую любовь»

Самое радостное в духовной жизни — это открывать для себя новое. Вспомни, с какой радостью ты просыпался в воскресное утро на литургию, как читал взахлеб святых отцов и все время открывал для себя новое. Если Евангелие не открывает нам ничего, это значит всего лишь то, что мы сами себя закрыли для открытия нового. Вспомните слова Христа к Филадельфийской Церкви: «Вспомни свою первую любовь».

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»


О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНОЙ БРАНИ

 

Архимандрит Алипий (Воронов)Архимандрит Алипий (Воронов)

Господь не любит боязливых

 

Господь не любит боязливых. Этот духовный закон как-то открыл мне отец Рафаил. А ему, в свою очередь, поведал о нем отец Алипий. В одной из проповедей он говорил: «Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы».

«Несвятые святые»

Решимость оскудевает

Однажды отец Серафим (Розенберг) заговорил о монашестве. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества — это отсутствие решимости. Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах. Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное — несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему — то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее.

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»

Древнее зло всегда будет преследовать нас

С принятием монашества и священного сана в нашей жизни изменяется очень многое, но не все. Гнездящееся внутри древнее зло всегда будет преследовать нас и никогда не оставит попыток снова вкрасться и овладеть своей главной целью — нашей душой. И лишь мужественная борьба со злом ради удивительной и для многих непонятной цели — чистоты нашего сердца — оправдывает нас перед Богом. Но если этой борьбы Христос не видит, то Он отходит от такого священника, монаха, мирянина и оставляет его наедине с тем, что тот сам упорно избирает для себя. А выбор этот всегда один и тот же — никогда не насыщаемая гордыня и стремление к удовольствиям мира сего. Проходит время, и рано или поздно эти страсти оборачиваются к оставившему Бога человеку своей истинной, ужасающей стороной. Тогда вздымается Геннисаретское озеро, и из пучины на берег начинают вылезать давно утонувшие, полные ярости свиньи и кидаются на несчастного, который сам сделал выбор между ними и Богом.

«Несвятые святые»

Главные сожаления людей перед смертью

Мне не раз приходилось исповедовать людей перед смертью. В своих исповедях они никогда не сокрушаются о том, что не заработали лишний миллион, не построили роскошный дом, не добились успеха в делах. Но люди в последние часы сокрушаются в первую очередь о том, что не смогли сделать какое-то добро, помочь, поддержать родных, близких, даже случайных знакомых. А второе, что мучает перед смертью почти всех, — это то, что уделяли мало внимания детям.

«Нечитающие читатели» и другие феномены нашей жизни


О ВЕРНОСТИ ХРИСТУ И ЕГО ЦЕРКВИ

 

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыреХрам Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре

Господь ждёт от нас верности

 

Верности ждёт от нас Господь, верности, больше ничего. Верности Духу Божию. Верности нашей вере. Верности Христу.

«Несвятые святые»

Что для меня абсолютная правда

Для меня абсолютной правдой, абсолютной историей является Священное Писание. Как-то к митрополиту Филарету подошла одна великосветская дама и сказала (она тоже апеллировала к естественным наукам): «Каким образом вы можете верить, что кит проглотил Иону? Мы же знаем, что он питается планктоном, он вообще не может проглотить человека!» На что митрополит Филарет ответил: «Даже если бы в Библии было сказано, что это Иона проглотил кита, я и этому бы поверил».

«История реальная и вымышленная.
Механизмы формирования образов»

Истина — в Церкви

Истина на земле пребывает лишь в Церкви.

«Несвятые святые»

О церковных большевиках

Крайние церковные либералы, как и их светские единомышленники, пылают, казалось бы, похвальным желанием изменить к лучшему всё, что их просвещённому уму представляется в Церкви неправильным. Знаете, преподобный Иосиф Оптинский как-то сказал: «Ревность, желающая искоренить всякое зло, на самом деле сама и есть самое страшное зло». Начав с требований радикальных обрядовых нововведений, они неизбежно приходят к ревизии догматов. Их самые харизматические лидеры утверждают, что сейчас смешно и бессмысленно верить в бессмертие человеческой души, что мусульмане — это, оказывается, те же христиане, что Священное Писание написано без особого воздействия Божественной благодати, называют веру православных христиан в то, что Евангелия и другие наши священные книги писались по вдохновению Святого Духа («всё Писание богодухновенно», — апостол Павел), — «бабушкиными сказками». Позволяют себе и другие, не менее неприемлемые для православного сознания заявления. Не нужно сомневаться или прельщать себя: это — самые настоящие церковные большевики, духовные собратья безжалостных революционеров в кожанках. Им у нас ничего не жалко.

«Общество, не почитающее своих героев, обречено»

Богословие экуменизма уныло

Богословие экуменизма уныло и надуманно, и в целом — ниже всякой критики. В то время как богословие антиэкуменизма вдохновенно и опирается на святоотеческую традицию. Более того, многие из нынешних православных познакомились со святыми отцами первоначально именно через антиэкуменическую полемику. Так что смело можно утверждать, что богословие антиэкуменизма — это, если хотите, «богословие масс».

О встрече с Богом, «проблемах» христианства,
политике и литературе


О КЛЕВЕТЕ, ОБИДЕ И ПОНОШЕНИИ

 

Митрополит Псковский и Порховский Тихон. Фото: Антон Поспелов / Православие.RuМитрополит Псковский и Порховский Тихон. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru

Как поступать с обидчиками

 

Некоторые говорят: я готов простить этого человека, но только если он сам придет ко мне и попросит прощения. Это абсолютно не по-христиански. С чем бы мы ни столкнулись: с оскорблениями, клеветой, каким-то физическим воздействием, у нас есть ответ. И этот ответ дал нам Господь. Он сказал: если вы Мои ученики, то поступайте как Я. А Господь восходит на крест и прощает Своих распинателей. Так делают и ученики Христовы.

Авторская программа Владимира Легойды «Парсуна»:
епископ Егорьевский Тихон

Ненависть к человеку — это убийство

Православный христианин должен всячески противостоять не то что ненависти к недоброжелателям и врагам, но даже чувству неприязни. Потому что ненависть к человеку — это убийство. Так нас учит Христос. Так что своих благодетелей я буду совершенно искренне любить и за них молиться.

«Если бы Серебренников попросил меня о встрече,
я бы безусловно не отказал»

Ежедневный крест неосуждения

Мы ежедневно призваны нести крест неосуждения. Тот человек, который сможет это осмыслить, вместить в себя и исполнить, при вере во Христа будет свят. «Не судите, да не судимы будете», — говорит Господь наш Иисус Христос. Вот и все. Не хотите быть судимы тем Страшным Судом, о котором мы знаем, о котором говорим, — не осуждайте других людей.

Крест неосуждения


О СМИРЕНИИ

От смирения даже простой грешный человек становится ближе к Богу. Причем сразу, немедленно.

«Несвятые святые»

Если человек не смирится, он не станет монахом. Ему не откроется Бог — Такой, Какой Он есть, не в книжках и рассказах других людей, а познанный на собственном опыте. И бесцельно пройдут годы и десятилетия. В осуждение будут самые высокие духовные саны — священство, игуменство, архиерейство.

«Несвятые святые»

Через непонятное, загадочное для мира смирение, и только через него, христианин приближается к одному их двух самых главных открытий в жизни. Первое из этих открытий состоит в том, чтобы узнать правду о самом себе, увидеть себя таким, каков ты есть на самом деле. Познакомиться с самим собой. А это, поверьте, очень важное знакомство. Ведь огромное число людей так и проживает век, не узнав себя. Мы ведь имеем лишь те или иные представления и фантазии о самих себе — в зависимости от наших тщеславия, гордыни, обид, амбиций. А истина, сколь горьким нам это ни покажется, такова, что мы «несчастны и жалки, и нищи, и слепы, и наги».

«Несвятые святые»


О ПОКАЯНИИ И ЕПИТИМЬЯХ

 

 

Покаяние — это когда человек освобождается от фантазий о себе

Что такое покаяние? Это когда человек освобождается от фантомов, фантазий о себе, перестает себя обманывать. Когда он имеет мужество и силы посмотреть на самого себя такого, каков он есть. Покаяние разрушает ложь и приводит человека к картине порой очень тяжелой и неприглядной, но реальной.

Чтобы покаяние было действенным, созидательным, не вело к отчаянию, безысходности, мраку, а напротив, давало силы и приводило не просто к жизни, но к Вечной Жизни, оно должно быть обращено к Господу Богу, ко Христу.

«Даст тебе Господь по сердцу твоему»

Ради блага кающегося за тяжким духовным преступлением должно следовать наказание

Христианин должен приносить плоды покаяния и исправления, а не проходить через формальное обнуление грехов. Ради блага кающегося за тяжким духовным преступлением, как неизбежное следствие, должно следовать наказание. И это совсем не пресловутый «юридический» подход. Вспомним, что значит славянское слово «наказание». Оно переводится не как «возмездие» или «кара», а как «научение». Таким «научением», конечно же, в каких-то случаях может быть и полное прощение — сразу, если священник ответственно видит в таком своем пастырском решении пользу для христианина.

Но плодотворнейшим «научением» может стать разумная, разъясненная прихожанину, епитимья — в первую очередь духовное чтение, милостыня, паломничество и соединенная с ним молитва, а также, в особых случаях, временные ограничения, в том числе и в евхаристической жизни. Все это — действенные, врачующие духовные средства, приносящие плоды подлинного исправления злых навыков и горьких ошибок. Надо подчеркнуть, что необычайно важно здесь постоянное общение священника с прихожанином во время несения им епитимьи.

Христианин должен исправляться,
а не проходить через формальное обнуление грехов


О ВСТРЕЧЕ С БОГОМ

 

Услышать волю Божью

 

Услышать, понять и почувствовать волю Божью о себе, а потом и найти силы эту волю Божью исполнить — думаю, это самое главное в жизни человека.

О воле Божией, современных монастырях, роскоши и скуке

Главная задача Церкви

Главная задача Церкви Православной — реально познакомить человека с Богом, подвести к Нему, лично представить перед Господом Иисусом Христом. Если у нас это получается — мы исполняем свое предназначение, если не удается, начинаются те самые многочисленные и разнообразные «проблемы Русской Православной Церкви». На самом деле именно этот вопрос — возможность встречи с Богом — и есть самый принципиальный и главный.

Тангейзер в России. Предварительные итоги

Почему дети уходят из Церкви

Особенно ярко кризис веры виден на наших подростках. В 8-9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм. Так происходит потому, что детей не познакомили с Богом. Их познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с Самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа, и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф. 7, 26), а не на камне — Христе.

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»


О ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Встреча с епископом Тихоном (Шевкуновым) в Библиотеке иностранной литературы. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.RuВстреча с епископом Тихоном (Шевкуновым) в Библиотеке иностранной литературы. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

 

О критике Церкви

Скажу сразу, я очень позитивно отношусь к критике Церкви. Считаю, что даже несправедливая, с моей точки зрения, критика всё равно полезна и важна. Она всегда бодрит, даёт возможность посмотреть на себя без умиления и критически. Я никогда, ни разу не пытался оспаривать какую-либо критику в сторону Церкви. Любая критика, повторяю ещё раз, полезна.

Но когда утверждения касаются уже не нас, сегодняшних, ситуация уже другая. Нас можно критиковать сколько угодно. Мы действительно бываем разными, в том числе не соответствующими высокому призванию священника. Мы выслушиваем это со смирением и с пониманием того, что пусть не в таких в огромных масштабах, но основания для такой критики всё-таки есть. Но когда речь идёт о нашей истории, тем более об истории столетней давности, когда Русская Церковь дала целый сонм новомучеников, причем не только России и не только Русской Церкви, но всему христианскому миру, — тогда трактовка этих событий совершенно особая. Вот здесь, как мне кажется, надо постараться расставить точки над i.

Встреча с епископом Тихоном (Шевкуновым)
в Библиотеке иностранной литературы

Пост

Пост — прекрасное, великое дело для души, но и — третьестепенное — для здоровья тоже. Вспомним, как звучат жития наших любимых святых: «Этот подвижник в безводной пустыне, где нет никого, не ел, не пил, вкушал еду через три дня, был томим хладом и мразом — и в возрасте ста семи лет мирно отошел ко Господу». Это идет рефреном по житиям.

«Жизнь христианина — самое высокое в мире творчество»

Дождёмся Страшного Суда

Есть личности, которые останутся загадкой для всех нас до самого Страшного Суда. Да, собственно говоря, до Страшного Суда останется загадкой для нас каждый человек, и мы очень много интересного узнаем о себе, наших ближних и исторических персонажах на Страшном Суде.

Встреча с архимандритом Тихоном в Донском монастыре


О ДУХОВНИЧЕСТВЕ И ПОСЛУШАНИИ

Настоящий духовник

Подлинный, а не притворный, разыгрывающий роль старца духовник всегда будет советовать, убеждать, порой настаивать, но никогда не станет подавлять волю христианина. А от священника, который настырно требует беспрекословного послушания во всем, и вовсе надо бежать как от беса.

«Несвятые святые»

Дар послушничества

Истинные послушники получают от Бога бесценный дар — святую беззаботность, которая лучше и слаще всякой другой свободы.

«Несвятые святые»


О ЛЮДЯХ ЦЕРКВИ

 

 

«Подсвечники»

В 1990-е годы все кому не лень насмешничали над нецерковными людьми, которые с серьезным видом выстаивали службы в православных храмах. Они прилежно, но неуклюже крестились, невпопад кланялись и явно мало что понимали в происходящем. А мне, признаться, всегда отрадно было видеть этих «подсвечников», как саркастически честили их остряки. Радостно за них становилось, потому что они, пусть и неловко, но представали пред Господом Богом в усердии и смирении. А такое бесследно никогда не проходит. Даже самые неискусные богомольцы обязательно получат от Бога особые духовные дары, совершат лично им предназначенные открытия, которых хохмачам-насмешникам и во сне не увидеть.

«Несвятые святые»

Простецы

Я бы не драматизировал ситуацию с невоцерковленными людьми. Слава Богу, многое делается для просвещения людей. И это необходимо. Но если бы вы знали, сколько я видел малограмотных в церковном отношении людей, не проходивших интеллигентских катехизических курсов, но искренне любящих Бога, знающих Его и верных Ему! А именно таких ищет Господь.

«Правда, пусть и горькая, со временем восторжествует»

Настоящие подвижники

Я вижу поразительных подвижников — простых мирян, которые учат и спасают меня тем, что смиряют, показывая, как можно в наше время жить по-настоящему подвижнически, по-христиански. Их христианская жизнь состоит в исполнении Христовой заповеди о любви к Богу и к ближнему. Это обычные люди — женщины, юноши, девушки, зрелые мужи. Не говорю о бабушках, которые исполняют такие молитвенные правила, узнав о которых, скажу вам честно, монахам становится не по себе. Причем исполняют они эти правила регулярно в течение десятилетий. И с полной уверенностью, что они ничего особенного не совершают! Столько-то кафизм она читает за старшего сына, столько — за среднего, столько — за младшую дочь. Да еще полторы тысячи Иисусовых молитв читает, чтобы хоть чуть-чуть почувствовать свою греховность. Да еще молитвы по соглашению и акафист — как же без него?! Это я рассказываю реальное молитвенное правило нашей прихожанки. И таких подвижников и подвижниц — не счесть! Плюс к этому они работают, ходят по магазинам, гладят, стирают, воспитывают детей и внуков. И они не гордятся, не тщеславятся, вменяют себя в ничто, готовы служить в любой момент ближнему. Одно лишь общение с такими людьми — удивительная помощь нам, оскудевшим в вере, в уповании и в решимости.

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»


О ТЕПЛОХЛАДНОСТИ И «ПРАВОСЛАВИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА»

 

Емельян Ярославский на митингеЕмельян Ярославский на митинге

 

О «Православии головного мозга» мог сказать только Емельян Ярославский

Люди старшего поколения часто, собираясь, говорят: «Как здорово было в 60-70-е годы, какая была вера!» Мы говорим так не только потому, что начинаем стареть и брюзжать, а потому, что так и есть на самом деле. Тогда было внешнее противостояние Церкви со стороны государства, но мы были вместе и дорожили каждым. «Православнутый» — это наверняка было бы что-то из стана противника. О «Православии головного мозга» мог сказать только Емельян Ярославский. Православный человек таких слов, таких выражений никогда бы не употребил, не повторил. А сейчас это слышно в церковной среде, этим бравируют, гордятся!

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»

Не от избытка дара духовного рассуждения

Сейчас в определенном смысле стало хорошим тоном в православных кругах говорить, что человек «замолился»: правила читает, каноны, кафизмы, слишком благочестив. Это произносится как диагноз. Но мы берем на себя роль судей большей частью не от избытка дара духовного рассуждения. А чаще от наших собственных маловерия, лености и себялюбия.

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»

Внутренняя вражеская сила

Вражеская сила, которая начинает нагнетаться духовно охладевшими христианами изнутри Церкви, бесконечно опаснее, чем любая внешняя сила, чем гонения. Мы учим своих студентов ни в коем случае не становиться «православными комильфо», ведь они сами не заметят, как потеряют веру, как станут карьеристами, как все ценности в их жизни абсолютно изменятся.

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»


О ЦИНИЗМЕ И «ВЫГОРАНИИ»

 

 

Цинизм

Цинизм и христианство несовместимы. В основе цинизма, как бы он ни оправдывал себя, только одно — неверие.

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»

«Пастырское выгорание»

Сегодня, в век стремления к комфортности везде и во всем, возникает почти целое «богословие», решительно оправдывающее священническое «выгорание» и даже провозглашающее его в качестве признака особой «честности» и некоего возвышенного и тонкого душевного устроения. На все аргументы против извинения такого «выгоревшего», оставляющего священство или монашество (а по сути на аргументы против легитимизации таковой практики) можно услышать раздраженное: «Ну, выгорел он! Ничего здесь не сделаешь. И не сметь осуждать, не сметь упрекать никого в этом поступке!»

Неизвестные герои


О БЕДАХ В НАС САМИХ

 

Митрополит Псковский и Порховский Тихон. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.RuМитрополит Псковский и Порховский Тихон. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru

Мы — плохой пример

 

Сегодня благоденствие относительно православной веры оказалось немалым испытанием для христиан. Помните, в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Мы оскудели верой, а поэтому многим людям, глядя на нас, надоедает быть православными. Они еще идут по инерции, по первой любви, они еще помнят, как много в Церкви получили и надеются еще получить благодать.

«Цинизм — это болезнь профессионального православия»

«Не давайте повода ищущим повода»

Есть непреложный духовный закон: в проблемах, которые возникают перед тобой, надо искать причины не вовне, а в себе самом. И даже понимая, что существуют чрезвычайно агрессивные по отношению к Церкви внешние силы, нам в первую очередь важно строже относиться к себе. Апостол Павел говорил: «Не давайте повода ищущим повода».

«Драгоценное из ничтожного»

Упрёк пастырям

То, что сегодня большое количество людей в нашем народе ничего не знает о Христе, о Боге, о своей собственной душе, не познакомилось даже с самим собой, — это упрёк не им, мирянам, овцам, прошу прощения, а нам с вами, пастырям в рясах и крестах. Это мы не донесли до них главное. Это мы виноваты! С нас и спросится. На иконах Страшного Суда кто первыми идут в ад? Архиереи и священники. Мы недоделываем, недоносим, кричим «Спасайтесь!», но кричим так, что люди не поймут: «Чего опасаться, от чего спасаться?» Значит, не смогли донести Благую весть о том, что Бог готов соединиться с каждым человеком. А надо донести так, чтобы каждый это понял.

«Общество, не почитающее своих героев, обречено»


О ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВЕ

Отделение Церкви от государства

В создавшихся сегодня условиях я считаю совершенно правильным в России отделение Церкви от государства. Это правильная и государственная, и церковная позиция. Церковь должна проповедовать и доказывать истину своего учения без всякого принуждения. Принудительное и казенное Православие — это самое страшное, что может быть. Не Православие, которое ведет человека к свободе и само является внутренней свободой, а Православие принудительное.

«История реальная и вымышленная.
Механизмы формирования образов»

В чем Церковь поддерживает государство

Радости и неудачи сегодняшней России воспринимаются как свои личные большей частью многомиллионной Русской Православной Церкви. Вы (журналистка радиостанции «Свобода» — Ред.) говорите, что Церковь поддерживает государство. Конечно, поддерживает — во всем созидательном и добром. И призывает исправлять все болезненное и дурное. Почему же вы ставите ей это в упрек? А вы не задумывались, что за более чем тысячу лет нашей истории именно Церковь во многом создавала и формировала Русское и Российское государство? А были времена, скажем, в период татаро-монгольского нашествия или в Смутное время, когда именно Церковь и только она спасала и сохраняла Россию. И как же после этих тысяч лет материнства она сегодня не будет поддерживать государство во всем созидательном, добром, помогать в трудную годину?

Интервью радио «Свобода»


​ОБ ИМПЕРСКИХ УРОКАХ ВИЗАНТИИ И РОССИИ

 

Падение Константинополя в 1453 г.Падение Константинополя в 1453 г.

 

Ненависть к Византии

Мстительная ненависть Запада к Византии и к ее преемникам, совершенно необъяснимая даже для них самих, на каком-то глубочайшем генетическом уровне, как это ни парадоксально, продолжается до сих пор. Без понимания этого поразительного, но несомненного факта, мы рискуем многого не понять не только в давно минувшей истории, но и в истории XX и даже XXI века.

Дикторский текст литературного сценария
фильма «Гибель империи. Византийский урок»

Кто виновен в падении Византии

Нелепо говорить, что Запад был виновен в неудачах и падении Византии. Запад лишь преследовал свои интересы, что вполне естественно. Исторические поражения Византии происходили тогда, когда сами византийцы изменяли основным принципам, на которых держалась их империя. Эти великие принципы были просты и с детства известны каждому византийцу: верность Богу, Его вечным законам, хранящимся в Православной Церкви, и безбоязненная опора на свои внутренние традиции и силы.

Дикторский текст литературного сценария
фильма «Гибель империи. Византийский урок»

Византия отказалась от собственных основ и традиций, а потом и от своего Божественного призвания. Результат такого процесса — историческая смерть государства.

Византийский урок. Полемика. Журнал «Итоги»
(полный текст интервью)

Главная причина падения империи кроется в духовном разложении элит, а не в слабости армии.

Византийский урок. Полемика. Журнал «Итоги»
(полный текст интервью)

Главное сокровище Византии

Запад варварский стал Западом цивилизованным лишь после того, как захватил, разграбил, разрушил и поглотил в себя Византийскую империю. Наши предки тоже неоднократно поддавались варварскому соблазну поживиться за счет несметных богатств Царьграда. Но к чести их, да и к нашему счастью, жажда воинской наживы не затмила для них главное: русские поняли, в чем заключается самое великое сокровище Византии! Это было не золото, не драгоценные камни, даже не искусство и науки. Главным сокровищем Византии был Бог.

Дикторский текст литературного сценария
фильма «Гибель империи. Византийский урок»

Россия не может не быть империей

Для меня Россия, безусловно, не только мыслится как империя, но и не может не быть империей. В первую очередь это означает, что Россия как империя призвана свободно обустраивать ту огромную территорию, которая ей дана Богом, управлять ею, а также сохранять, заботиться и иметь справедливое и доброе попечение о благе тех народов, которые Промыслом Божиим вместе с русскими составляют единую семью этой империи. Это две главные задачи. Наша территория и наш народ настолько грандиозны, разнообразны и важны для мира, что иначе как имперским сознанием и имперскими методами Россия управляться не может. Если имперскость в России разрушится, то разрушится и сама страна. У меня в этом нет никаких сомнений.

«Даст тебе Господь по сердцу твоему»

Либерал? — Анархист!

Я недавно беседовал с английскими издателями консервативных взглядов. И когда в разговоре я привносил негативный оттенок в слово «либерал», они меня не могли понять. Потому что для них «либерал» — это человек, стремящийся к свободе. Я спросил, какое в нашем случае можно подобрать английское слово? Они ответили: «анархист». Анархист — всегда разрушитель, даже если он искренне «хочет как лучше», да только «получается как всегда». А рушить и огульно критиковать — самое «милое» дело. Никакой ответственности: знай, заряжай привычную шарманку — и внимание публики обеспечено.

Встреча с архимандритом Тихоном
в Донском монастыре


ОБ УРОКАХ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ

 

 

«Даст тебе Господь по сердцу твоему»

В нашем мире существуют непреложные духовные законы. В них можно верить или не верить. Они могут нравиться или не нравиться. Но они непреложны, если хотите, как закон всемирного тяготения. В Священном Писании сказано: «Даст тебе Господь по сердцу твоему». Это относится не только к полезному для нас. Если человек или народ чего-то страстно желает себе во вред, то Господь вначале долго и терпеливо вразумляет и отводит от вожделенной, но пагубной цели. Но если в конце концов люди продолжают упорствовать, Господь «отходит в сторону», предоставляя нам вкусить от плодов собственных заблуждений и самонадеянности. В результате мы получаем то, чего хотели. Только не в виде наших розовых фантазий, а в суровых реалиях — таких, какие они есть.

Неизвестные герои

Уроки Божии

Уроки Божии порой очень тяжелы. Уроки Божии заключаются еще и в том, что беспечность, малодушие, неверность людей долго терпятся Богом, но потом наступает минута, когда и сами беспечные, и их потомки должны расплачиваться горьким, но спасительным опытом.

Слово в день столетия начал

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться