мероприятия Выставка будет открыта с 27 апреля до 14 июня 2017 года В Москве открылась выставка копий древнерусских фресок

 

Копия древнерусской фрески работы монахини Иулиании (Соколовой), архивное фото

Фото: Михаил Моисеев

26 апреля в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Монументальная живопись Древней Руси. Копии художников ΧΧ века».

На ней представлены копии древнерусских стенописей из храмов конца ΧΙ — начала ΧVΙ вв. Эти работы были выполнены в течение XX века разными художниками. Среди них такие известные мастера как Мария Ломакина, Наталья Толмачевская, Сергей Чураков, Мария Соколова (монахиня Иулиания), Александр Греков, Николай Гусев, Адольф Овчинников.

Посетители выставки могут ознакомиться как с образами отдельных святых, так с целыми композициями из храмовых росписей.

В экспозиции представлены копии памяток Софийского собора в Киеве (1040-е гг.), собора киевского Михайловского Златоверхого монастыря (1108—1113), Дмитриевского собора во Владимире (сер. 1190-х гг.), Софийского собора в Новгороде (1109 г.), Георгиевской церкви в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.), новгородских церквей Спаса Преображения на Нередице (1199), Спаса Преображения на Ковалеве (1380), Рождества Христова на Красном поле (1390-е гг.), Успенского собора во Владимире (прп. Андрей Рублев и Даниил, 1408), Рождественского собора Ферапонтова монастыря (Дионисий с сыновьями, 1502). 

Для посетителей выставка будет открыта с 27 апреля до 14 июня 2017 года.


Копирование икон и фресок в XIX-XX веках

Копирование древнерусской живописи началось с конца 1820-х годов как естественное развитие общественного интереса к отечественной истории и ее памятникам. 

Цель научного копирования — тщательное повторение оригинала. Для этого необходимо исследование творческого метода древнего мастера: его техники, последовательности и манеры работы. Размеры оригинала и контуры рисунка с точностью воспроизводят при помощи кальки, которую накладывают непосредственно на стену, а затем переносят подготовительный рисунок на новую основу. Для этого чаще всего используется грунтованная бумага. 

Копиист приступает к живописи, предварительно освоив особенности авторской манеры владения кистью. Работа проходит перед подлинником, что позволяет постоянно сверять копию с оригиналом. По окончании наносят видимые утраты живописи: разломы и выбоины штукатурки, выпадении краски, сколы и механические повреждения. Это делается с помощью прорисовки тонкой кистью или даже механическим путем.

Художник-копиист, создающий копию иконы, в своей работе решает ряд важных и сложных задач — от передачи собственного впечатления от образа, созданного древним автором, до научного копирования росписей с учетом рельефа стены и утрат подлинной живописи. Это определяет и выбор художниками разнообразных техник и масштабов изображения. 

Так, копии, выполненные С.С. Чураковым, создавались с целью быстрой фиксации, изучения композиции и цветовых сочетаний подлинника. Выполненные выборочно и в значительно уменьшенном масштабе, они демонстрируют начальный этап осмысления художественного языка автора. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова) стремилась передать в своих копиях духовно-символическое содержание древних образов. Копии Н.В. Гусева и А.Н. Овчинникова не только максимально полно передают подлинность древней живописи, но и дают возможность зрителю ощутить величие образов, созданных древнерусскими мастерами. 

Авторы представленных на выставке работ

Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова)

Выдающаяся иконописица и реставратор. Во многом благодаря ее трудам в Русской церкви сформировалась современная школа иконописи, ориентирующаяся на древнерусские традиции.

Мария Соколова родилась 8 ноября 1899 года в семье священника, художника-любителя. Духовная дочь святого праведного Алексея Мечёва.


Монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова)

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

После окончания в 1917 году гимназии поступила в частную художественную студию, преподавала рисование в советской школе, работала художником-графиком в различных издательствах.

В 1920-х годах изучала иконопись у художника-реставратора Василия Кирикова, писала копии древних икон и фресок, постигала технику иконописи и секреты композиции.

В 1946 году вновь открылась Троице-Сергиева лавра, и Мария Соколова посвятила себя иконописи, реставрации и обучению молодежи. Ею расписана Серапионова палата, написаны иконы для иконостаса Никоновского придела Троицкого собора и образ преподобного Сергия, помещенный у гробницы с его мощами, созданы иконы «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию», «Собор Русских святых», «Собор святых града Владимира», «Собор Ярославских святых», «Собор святых первосвятителей всея России», «Собор святителей, в земле Российской просиявших» и многие другие. В 1952—1954 годах она создала трехъярусный иконостас для Свято-Сергиевского храма в Фергане — копию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

С 1957 года на протяжении 23 лет Мария Николаевна руководила созданным ею иконописным кружком при Московской духовной академии, а с 1976 года — реставрационно-иконописной мастерской.

За десять лет до кончины приняла тайный постриг с именем мученицы Иулиании.

Скончалась 16 февраля 1981 года. 


Фрагмент копии древнерусской фрески работы монахини Иулиании (Соколовой)

Фото: Михаил Моисеев

Сергей Чураков

Сергей Сергеевич Чураков — советский художник-реставратор. Член Союза художников СССР.

Родился в 1908 году в семье художника и скульптора-анималиста Сергея Михайловича Чуракова. 

Всего в семье Чураковых было шестеро сыновей и три дочери. Родители постарались дать им художественное воспитание. В результате четверо детей С. М. Чуракова стали реставраторами высочайшего уровня.

Сергей Сергеевич Чураков, Троице-Сергиева лавра, декабрь 1951 годаОбщее образование Сергей получил в школе-семилетке; художественное получал в мастерской Леблана, а затем у П. Д. Корина — в кружке при Музее изящных искусств имени А. С. Пушкина.

В 1927 году по совету Корина он подал заявление в Центральные государственные реставрационные мастерские, находившиеся в то время на Берсеневской набережной, и был зачислен практикантом отдела древнерусской живописи. Здесь он под руководством крупнейших реставраторов — Г. О. Чирикова, В. О. Кирикова, И. И. Суслова и М. И. Тюлина прошел большую школу. 

Уже на следующий год после поступления С. Чураков самостоятельно провел реставрацию ряда икон, в числе которых «Георгий на коне» из Гуслицкого монастыря и «Троица» из церкви Белая Троица в Твери. В 1930 году он принял участие в снятии фрагментов фресок со стен собора Чудова монастыря. 

Ему поручалась также работа по реставрации художественных полотен: специалист восстанавливал поврежденные временем и обстоятельствами портреты боярина П. И. Потемкина и князя В. Д. Голицына, написанный О. А. Кипренским, а также картину В. А. Серова «Портрет Александра III», которую в революционном пылу солдаты в нескольких местах проткнули штыками.

С января 1931 г. до весны 1937 года С. С. Чураков — художник-реставратор Государственного исторического музея. В этот период он занимался раскрытием росписей Новодевичьего монастыря, икон в музее «Коломенское», Постниковского собрания музея и др.; реставрировал вывезенные экспедицией П. Д. Барановского с севера иконы, плафоны в Книжной палате на Новинском бульваре и росписи в доме Юсуповых у Красных ворот. Он принимал участие в работах Научно-реставрационной экспедиции Третьяковской галереи под руководством Ю. А. Олсуфьева над архитектурными памятниками Великого Новгорода.

В результате его поездки в 1937 году в Ферапонтов монастырь впоследствии появилась его оригинальная статья о творчестве Дионисия: «Портреты во фресках Ферапонтова монастыря» («Советская архитектура», 1959), в которой он сделал предположение, что этот блистательный художник XV века «изобразил в своих фресках свой „семейный портрет“ и портретные изображения итальянцев, причастных к строительству Московского Кремля».

С 1938 года Чураков начал изучать особенности искусства мастеров русской стенописи на примере росписей Ростова, Ярославля и Тутаева; собирал мотивы древнерусских орнаментов.

Во время войны Сергей Чураков реставрировал картины из собрания краеведческого музея Махачкалы, а затем Горьковского художественного музея (в частности, полотно Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам»). В 1942 году в составе бригады реставраторов под руководством П. Д. Корина, вместе со своими братом и сестрой — Степаном и Екатериной Чураковыми, участвовал в спасении плафона зрительного зала Большого театра, пострадавшего от авиабомбы. Также он работал с картинами и иконами в Тульском художественном музее и в Калужском музее. В Туле Чураков исследовал фрески Успенского собора (сделал их копии, составил опись), ныне утраченные.

В 1946 году в московском Доме архитектора прошла выставка сделанных им копий настенных храмовых росписей и вскоре Сергея Сергеевича Чуракова приняли в Союз художников СССР.

В 1946 году он начал преподавать реставрацию в Загорском ремесленном училище, а спустя два года начал практические работы Троице-Сергиевой лавре. Возглавляемая им бригада реставраторов сначала восстанавливала митрополичьи покои, затем приняла участие в восстановлении стенописей Троицкого собора.

В 1952 году работал над спасением наружных стенописей в Воскресенском соборе Тутаева. В следующем году началась большая работа по снятию стенописей в Благовещенском монастыре Юрьевца, комплекс зданий которого попадал в зону затопления водохранилища. Было снято около 50 м² росписей. Их снятие, транспортировка, а затем монтаж в Музее имени Андрея Рублева продолжались более двух лет. 

Здесь впервые в стране был применен разработанный Чураковым метод экстренного снятия настенной живописи. В это же время спасались фрески в другом волжском городе — Пучеже, также попадавшие под затопление; здесь было снято около 80 м² росписей.

За несколько месяцев до смерти С. С. Чураков вместе с В. Е. Брягиным проводил реставрацию стенных росписей Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе. 

Скончался 5 марта 1964 года.


Мария Ломакина

Мария Владимировна Ломакина родилась в 1896 году в Крыму в семье петербургских интеллигентов: ее отец участвовал в устройстве Никитского ботанического сада. В 1910-е годы училась на Высших женских курсах в Москве, параллельно посещая художественную «Студию К. Юона». Дебютировала как живописец в 1919-м.

В 1923 году Крымский Союз работников искусств направил Ломакину в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение в мастерскую К. С. Петрова-Водкина. В 1927 году защитила дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса Нередицы», куда входили копии фресок (работа была рекомендована к публикации). 

В дальнейшем художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, прежде всего фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. По ее копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.

Начиная с 1933 года, когда Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское, и до конца дней ее жизнь и творчество были связаны с Загорском (ныне Сергиев Посад). В 1933—1936 годах она разрабатывала образцы игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек. В 1959—1962 годах преподавала рисунок в Абрамцевском художественно-промышленном училище.

Скончалась в 1964 году в Загорске.
 

Наталья Толмачевская

Толмачевская Наталья Ивановна — живописец, график, кандидат искусствоведения. 

Родилась в 1889 году в Одессе.

Первоначальное художественное образование получила в рисовальной школе А. Остроменского. В 1908 г. на средства одесских меценатов уехала учиться в Париж, где провела 4 года. В 1909 г. участвовала в национальном Салоне. 

По возвращении на родину переехала в Петербург. Часто бывала в Одессе, где жила ее мать. В 1913 г. закончила курс Академии художеств. В 1923 г. ей было присвоено звание художника. Работала в Российской академии истории материальной культуры и ассистентом в Институте истории искусств. Занималась выявлением, копированием и исследованием фресок Древней Руси и Закавказья. Впоследствии жила и работала в Москве.

Выставки работ Н. Толмачевской проходили в Киеве (1925 г.), в Тбилиси (декабрь 1927 — январь 1928 г.), в Одессе (1934 г.), в Москве (1935 и 1947 гг.). В 1938 г. Наталья Толмачевская участвовала в осенней выставке работ художников Одессы. 

В 1946 г. она защитила диссертацию на тему «Древние фрески нашей страны как декорации стен». В сентябре 1989 г. акварели Толмачевской 1918—1920-х гг. были показаны в Ленинграде на выставке копий древнерусских фресок из фондов Государственного Русского музея.

Скончалась в 1973 году, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.


Александр Греков

Александр Петрович Греков — реставратор, художник, иконописец. Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1989 года, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, почетный гражданин Новгорода.

Александр Греков родился 12 сентября 1909 года в Санкт-Петербурге, в семье инженера путей сообщения — потомственного дворянина (предки отца — донские казаки, с 1827 года получили дворянство за участие в Отечественной войне 1812 года). До Октябрьской революции семья Грековых жила в родовом имении в Саратовской губернии и в Санкт-Петербурге, после революции — сначала в Павловске, затем в Риге, в 1920 году — в Херсонесе близ Севастополя, откуда семья в том же году перебралась в Константинополь.

В 1927 году Александр впервые принимал участие в реставрационных работах — в реставрации росписей Константинопольской церкви в Сан-Стефано, проводимых под руководством Н. Парова. В 1928 году в Константинополе окончил французский колледж Сан-Бенуа.

В 1928—1948 годах семья жила во Франции, сначала в Верхней Гаронне, а с 1932 года в Париже. Там в 1931—1933 годах Александр Греков учился на факультете живописи в трехгодичной Парижской «Универсальной школе» (ВУЗе-экстернате), но школу так и не окончил, неудовлетворенный качеством преподавания.

В 1939 году после нападения фашистской Германии на Францию пошел добровольцем во французскую армию, через 10 месяцев попал в плен. По окончании войны снова жил в Париже.

В 1948 году семья Грековых переезжает в СССР, в Ярославль. Там Александр Петрович с 1955 года работал в Ярославской специальной научно-реставрационной мастерской.

В 1965 году переехал в Москву и работал в объединении, которое позднее стало называться «Союзреставрация». Вскоре был назначен руководителем работ по восстановлению фресок XIV века церкви Спаса Преображения на Ковалевом поле около Новгорода. Так же принимал участие в реставрации росписей церкви Феодора Стратилата, икон в музее Московского Кремля, а также дома Ульяновых в Ульяновске.

А. П. Греков совместно с супругой В. Грековой отработал и применил на практике методику спасения фресок разрушенного памятника архитектуры. По этой методике сбор и сортировка раздробленных фресковых композиций производится по секторам, согласно их раннему расположению на стенах памятника. Такая методика позволяет примерно сгруппировать фрагменты по известным композициям и, в дальнейшем методом кропотливого подбора восстанавливать слой фресковой живописи. Это методика уникальна и в практическом воплощении является первым опытом в мировой реставрационной практике.

Вместе с супругой А. П. Греков внес неоценимый вклад в возрождение и реставрацию шедевров древнерусской фресковой живописи г. Новгорода, которые были практически утрачены.

С 1988 года мастерская под руководством Грекова систематически занималась копированием фресок церкви Спаса на Ковалевом поле, церкви Спаса на Ильине улице и церкви Феодора Стратилата на Ручью.

Работы А. П. Грекова высоко оценены специалистами как в техническом, так и в художественном отношении. Академик Дмитрий Лихачев назвал труд Грекова «выдающимся подвигом в искусстве».

Копии восстановленных им фресок неоднократно экспонировались на разного рода союзных и зарубежных, выставках.

Среди множества публикаций в научных изданиях наиболее известной и ценной является гнига А. П. Грекова «Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде». Грековы создали свою реставрационную школу, которую прошли десятки людей, ставших впоследствии реставраторами.

Александр Греков скончался в апреле 2000 года. Похоронен на кладбище Хутынского монастыря. 


Николай Гусев

Николай Владимирович Гусев — театральный художник, график, исследователь древнерусского искусства, один из лучших художников-копиистов древнерусской фресковой живописи в СССР.

Родился 24 августа 1926 года в Москве. 

В 1950 году окончил Московское областное художественное училище имени 1905 года по специальности «театральный художник». До 1953 года был художником-постановщиком в 1-м Драматическом театре Группы советских войск в Германии (Потсдам, ГДР); в 1953—1956 годах — художником-исполнителем в Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Интерес к древнерусской монументальной живописи возник у Гусева под влиянием художника В.П. Радченко, знатока русской культуры. В 1955 году выполненные Гусевым копии фресок Ферапонтова монастыря были приобретены Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (в дальнейшем — постоянным заказчиком художника). 

Копирование настенной живописи монастыря продолжилось по инициативе отделов древнерусского искусства ГТГ и ГРМ, Музея фресок Дионисия (КБМЗ). С 1956 года Гусев выполнял копии росписи преподобных Даниила иконника и Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире. 

Среди других работ — копии фресок Феофана Грека в Спасо-Преображенском соборе на Ильине улице, росписей церкви великомученика Феодора Стратилата на Ручью и церкви Рождества Христова на Красном поле, церкви Рождества Богородицы Святогорского монастыря и церкви Успения в Мелётове, а также поступившего в КБМЗ фрагмента росписи Атени Сиони (Грузия) с изображением святителя Николая Мирликийского.

В работе Гусев следовал сложившейся практике копирования: после изучения подлинника, особенностей живописных приемов, выявления полустертых, угасших деталей и надписей с помощью снятой с подлинника кальки обеспечивались документальность изображения и размер оригинала, по завершении копирования живописи механическим способом наносились утраты красочного слоя и грунта. Пример такой реконструкции — копия фресок Успенского собора во Владимире «Земля и Море отдают мертвых» из композиции «Страшный Суд» (собрание ЦМиАР).

Гусев исполнял копии казеиново-масляной темперой, вначале по загрунтованной бумаге, позже по пенопласту, с воспроизведением объемных архитектурных форм подлинника.

Скончался 12 марта 1997 года.


Адольф Овчинников

Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился 19 декабря 1931 года.

В 1952 году окончил Художественное ремесленное училище №64 в Москве по специальности «монументально-декоративная живопись». Член Союза художников СССР с 1968 г. Художник-реставратор высшей квалификационной категории. 

С 1956 г. по настоящее время работает во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря, являясь старейшим его сотрудником. 

Созданные им копии-реконструкции древних икон и фресок входят в собрания Государственного Русского музея, Центрального музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, музея г. Старая Ладога, Псковского объединенного музея, экспонировались на выставках в России и за рубежом. 

Источники и ссылки

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться