Статьи Природа – пятое Евангелие

Природа – пятое Евангелие

Такое сравнение – не моя придумка. Многие святые отцы утверждали, что природа манифестирует, открыто заявляет о присутствии Божием в нашей жизни, и надо только научиться видеть эти признаки в каждом ее явлении. Замечательный святой, практически, наш современник, епископ Николай Сербский (Велимирович) в своей статье «О человеке и природе» утверждал, что на земле нет ни одного природного явления, которое бы не говорило о присутствии Божием в нашей жизни: «Природа – друг, а не враг. Она создана быть человеку другом и помощником, а не рабом или палачом…В зависимости от прилива и отлива в нравственной жизни человека и природа являет свои приливы и отливы в образах добра и зла. В периоды высокой морали людей и природа испытывает прилив добра и отлив зла. И наоборот, во времена безверия и безнравственности людей, природа испытывает приливы в образах зла и отливы в образах добра. Тучи саранчи не появляются, когда хотят; болезни, эпидемии, засуха подчиняются этому же закону. По мере добра в человеке и природа дарит свою меру плодов и здоровья. Этот опыт народ выразил в таких словах: «какова вера, такова и мера».

Продолжая собирать духовную мозаику свидетельств присутствия Божия в нашей жизни, мы, как и планировали, в результате получим объемный 3D-образ нашего «внутреннего» и «внешнего» человека, и, одновременно, увидим образ Божий через понимание своего образа и подобия. Как известно, человек, являясь высшим творением Божиим, был создан Им по своему образу и подобию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт 1:26). В этом образе мы увидим Иисуса Христа, - то совершенство, которое Господь вкладывал в первозданного Адама, создавая тело и душу его из праха земного и дыхания Своего: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7).

Прежде всего, хотелось бы отметить самые очевидные и невероятные свидетельства присутствия нашего Создателя. Достаточно просто поднять глаза в ночное небо и увидеть вселенную и мириады звезд, наполняющих ее, как сердце переполняется восторгом и удивлением. Мы уже приводили строки из стихотворения «Вечернее размышление» Михаила Васильевича Ломоносова: «Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездне дна». Там же у него читаем размышление о Создателе всего мира: «Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик Творец?»

Когда мы соприкасаемся с тайной Божиего  мироустроительства, то непроизвольно душу охватывает восхищение.

У евреев есть Праздник кущей (Лев.23:34), - один из трех самых древних и больших праздников, который был установлен в воспоминание исхода Моисея и сорокалетнего странствования по пустыне, когда израильтяне жили в кущах (шалашах). Он назывался также праздником собирания плодов (Исх 23:16, Исх 34:22), так как его празднование совпадало с окончанием земледельческих работ, когда еще могли жить в кущах под открытым небом – в средине месяца Тишри (октября). Целую неделю еврейский народ жил в палатках и шалашах под открытым небом, непосредственно соприкасаясь с природой, небом, всем мирозданием Божиим, Его тайной. Это было очень полезное времяпровождение для души, укрепляющее ее в вере и близости к Богу.

Наши души и сегодня очень нуждаются в таких впечатлениях, переживаниях и ощущениях. Это великолепная гимнастика для «внутреннего» человека, и чем чаще мы ее повторяем, тем более здоровой и наполненной становится наша душа, тем дальше от депрессии мы находимся.

Кстати, то же самое можно сказать и о созерцании горизонта: для хорошего душевного и телесного самочувствия человек хотя бы один раз в день должен созерцать горизонт. К сожалению, в городах мы, практически, лишены такой возможности. Высотные здания и каждодневная суета лишают нас физической возможности жить и мыслить сообразно нашему исходному устроению, связи с природой и Божиим миром. Я понимаю, что мой совет удалиться подальше от городов выглядит в глазах многих, мягко говоря, утопически. Но надо помнить о том, что для поправления душевного и телесного здоровья очень полезно хотя бы периодически выезжать на природу, «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», - как говорил герой известной комедии «Горе от ума».

Проживая вдали от городов, человек, соприкасаясь с природой, неизбежно, ежедневно, естественным образом восстанавливает свою душу и тело, которые в городской какофонии расстраиваются, подобно музыкальному инструменту. Гениальным настройщиком здесь выступает сам Господь и созданный Им изначально природный мир. Это ли не чудо!

Макро- и микромир, окружающий нас, содержит не меньше чудес и тайн, чем мега-мир с его звездами и далекими планетами. Великий сербский святой преподобный Иустин (Попович) в своем известном труде «Философские проповеди» писал: «Таинственность мира бесконечна, это должен ощущать всякий, кто хоть однажды безпристрастно заглядывал в тайну мира. Но и

тайна человеческого существа не меньше и не короче. Если человек обратит взгляд на себя, то он встретит несказанную таинственность» (преп. Иустин Попович. Философские проповеди, с. 18). Хотим ли мы или нет, осознаем ли мы или нет, но мы ежедневно соприкасаемся с Божией тайной мироздания. Тайна эта безконечна, - таинственная безконечность и безконечная таинственность. Очень важно научиться жить, не проскальзывая мимо событий, происходящих рядом, мимо окружающего нас Божиего мира, в котором мы только его частичка! Даже кажущиеся житейские «мелочи»: увидеть деревце, птицу, сидящую на ветке, обратить внимание на цветок, травинку под ногами, — все это способно лечить, успокаивать, гармонизировать нашу душу и тело.  

Работая в Министерстве иностранных дел, я, проходя мимо близлежащего парка, часто останавливался и наблюдал за какой-нибудь вороной. Та тоже начинала меня рассматривать, изучать. Наша обоюдная заинтересованность рождала удивительные эмоции, ощущение причастности к событиям окружающего меня мира. Даже такое краткое, но неравнодушное общение с вороной наполняло мою жизнь радостными мыслями. На душе становилось спокойно. Попробуйте в качестве домашнего задания разглядеть кусочек окружающего Вас мира, не скользить взглядом по предметам, не приклеивать шаблоны («вот это ворона» или «вот какое дерево» и пр.), а заинтересованно изучить какую-нибудь пташку, деревце, цветок. Посмотрите внимательно, как красиво плывут облака по небу, ощутите этот сгусток жизни, который окружает Вас в данный момент и которому абсолютно все равно, как Вас зовут, кто Вы по должности, какая толщина у вашего кошелька и так далее. Кстати, Ваши «растрепанные» нервы после такого упражнения обязательно получат прилив жизненной силы, радости и спокойствия. Попробуйте!

Еще хочу порекомендовать к прочтению книгу Георгия Задонского «О природных явлениях и как их истолковывать» и «Избранные советы и наставления затворника Георгия Задонского».

Окружающий нас мир в каждой своей малости несет огромное количество доказательств своей Божественной природы. Посмотрите на мошек и мотыльков, кружащих вокруг ночной лампы. Теплым летним вечером сотни насекомых с разной скоростью стремятся приблизиться к свету, но вот что удивительно: никогда ни одна мошка не сталкивается с другой. Говоря языком автомобилиста, на их дорогах никогда не бывает ДТП! Это потрясающее зрелище! Какая локационная и навигационная аппаратура находится внутри каждой мошки?!  Кто управляет одновременным движением этого живого трафика? Вот что самое поразительное!

Даже самое сложное изобретение человека не может сравниться по совершенству и красоте с самой маленькой мошкой, летающей над лампой. Один американский инженер-авиаконструктор однажды мне признался, что для него самолет – это сто тысяч деталей, скрепленных между собой и летящих в одном направлении. В каждой шутке есть доля шутки)). Если представить себе, что подобно рою насекомых, несколько сотен таких самолетов кружили бы вокруг одного поля, находясь при этом на таком относительно небольшом расстоянии друг от друга, подобно мотылькам, то, уверяю вас, ни о какой безопасности речь бы не шла, - через небольшой интервал времени «в живых» осталось бы совсем немного «железных птиц», изобретенных человеком. Размышляя таким образом, мы очень быстро начинаем ощущать великую тайну жизни, «зашитую» в каждом живом организме, в каждой живой душе, в каждом явлении природы. Как, например, из какой-то маленькой гусеницы, внутри сплошь состоящей из жидкости, однажды рождается огромная бабочка-красавица? А, спустя сезон, она опять превращается в гусеницу, чтобы следующим летом стать бабочкой?  Наука не может объяснить эту потрясающую метаморфозу! Самый маленький комарик безконечно сложнее любого завода, который когда-либо был создан человеком. И не только потому, что комарик живой, - он гораздо сложнее устроен! Человеческая клетка, в которой есть двусторонняя мембрана, пропускающая полезные вещества и выбрасывающая ненужные ей, сложнее любого авиационного завода! Это говорил мой близкий друг философ Виктор Николаевич Тростников. И мне это высказывание очень запомнилось. Если учесть, что каждый из нас состоит из 230 видов различных клеток, а всего в организме человека содержится около 100 триллионов живых клеток, которые одновременно и слаженно взаимодействуют друг с другом, то налицо еще одна тайна Божиего мироздания!

Приведу еще один пример, однажды поразивший меня. Теплым осенним днем я наблюдал удивительную картину: сотни паутинок с паучками, сорвавшись со своих насиженных мест, одновременно перемещались через водохранилище, поблескивая на солнышке своими прозрачными домиками. Какая сила заставила их одновременно сорваться и пуститься в путешествие? Как они не запутывались, синхронно проплывая на своих воздушных «коврах-самолетах»? Чем больше наблюдаешь за природными явлениями, тем больше вопросов возникает в голове и тем чаще убеждаешься в причастности Господа к нашей жизни.

А кто из нас задумывался над признаками последних времен, которые описаны в книге Откровения Иоанна Богослова, называемых Апокалипсисом (от греч. άποκάλυψις — раскрытие, откровение)? Там, в частности, описано, что перед самым концом света ветер перестанет дуть: «И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево» (Апокалипсис 7:1). Мы представить себе не можем, какой безмолвный ужас постигнет землю, когда все живое замрет, ни один листочек не трепыхнется на ветру! Вот вам еще одна тайна мироздания.

Со всех сторон окружают нас тайны. Воспитывая, развивая своего «внутреннего» человека, мы начинаем понимать эти тайны, их происхождение и причины. Самое маленькое дерево, забирая влагу из земли, тянет ее вверх по стволу с огромной силой, необъяснимой самой совершенной наукой. Откуда берется эта сила? Каждые 7 минут секвойя поднимает на 100-метровую высоту 3 литра воды! Каким образом? Как совершаются сезонные превращения? Как два растения, «живущие» рядом, очень разнятся по своим качествам и пользе? Ни один естественный пейзаж не бывает уродливым. Самая распрекрасная луна на картинах Куинджи уступает по красоте натуральной луне, которая каждую ночь появляется на небосклоне и освещает своим серебряным светом окружающие нас леса, поля и реки.

В Священном Писании прямо сказано об этом: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Лк 12:27).

В природе очень много разумного. Обращайте внимание на эту разумность, как все построено, отлажено, взаимосвязано, приспособлено друг для друга: пчела по строению подходит к цветку, цветок – к земле и ландшафту, где растет и так далее. Каждому цветку, каждому насекомому и животному Господом отведены свои условия существования, свое время для питания, сна и заботы о потомстве. Как добр мир к нам, грешным! Разбудите свою собаку среди ночи и посмотрите, как, несмотря на причиненные ей неудобства, она будет вам весело улыбаться и радоваться! Кто из наших родственников на такое способен среди ночи?

Когда говорят, что животные – наши младшие братья, - я не согласен. Животные – наши старшие братья, у которых есть чему поучиться. Растения и животные были созданы Богом раньше нас, до шестого Дня Творения мира: «И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающые по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их» (Быт.1:20–21). Так что у каждого живого организма на земле есть душа, которая чувствует ваше настроение и состояние, откликается на ваши мысли и слова, взаимодействует с душой человека. Души животных счастливые, потому что страсти их непогрешительные, потому что у них нет свободы воли и свободы принятия решения между добром и злом, между хорошим и лукавым. Животные не знают понятия времени и пространства, они не способны размышлять так глубоко, как человек, поэтому и мучений, присущих человеку, у них нет. Если разбудить собаку или лошадь и спросить у них, какой на дворе час, то они ответят «сей час», т.е. они всегда живут только настоящим. Этим они и счастливы, их ум, в отличие от нашего, не «болтается» в воспоминаниях и сослагательных временах: «Что было бы, если бы….». Если бы человек отбросил свое пристрастие «путешествовать» в мыслях из прошлого в будущее, то он стал бы очень счастливым существом. Душа наша, не переживая за прошлое и будущее, была бы на порядок здоровее, а значит, и нервная система, и телесное здравие было бы на совсем другом уровне. Очень многие болезни приключаются с нами из-за пустых переживаний и мыслей. Поэтому есть чему поучиться нам у животных, которые гораздо проще, конкретнее и счастливее нас.

В своем первозданном виде, по замыслу Творца, человек был владыкой животного и растительного мира: «И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, [и зверьми] и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли» (Быт.1:28). Животные обожали и безпрекословно подчинялись человеку, пока душа его не повредилась от грехопадения. Подтверждением этому факту служат многочисленные истории святых отцов, которые жили в полном согласии с природой. Так, например, пророка Даниила львы, которым он был брошен на съедение, не тронули. Но обидчиков святого съели всех до единого. На могиле аввы Герасима даже умер лев, не сумевший пережить кончину святого. Святая Мария Египетская была похоронена львом, который когтями вырыл ее могилу. Святой Серафим Саровский был очень дружен с медведем, проживавшим неподалеку от его кельи. Святой Паисий Святогорец постоянно общался с животными и птицами святой горы Афон. И так далее. Почему им это удавалось? Когда душа проходила свой путь покаяния, то она очищалась и возвращалась к безгрешному состоянию Адама до изгнания его из Рая. Звери, пострадавшие в Раю по нашей вине, остались безгрешными, хотя и были изгнаны вместе со своим владыкой - человеком. Поэтому они интуитивно чувствуют, душа какого человека светлая, а какого – злая, тянутся к доброму, райскому, готовы и рады ему подчиняться. Как говорил апостол Павел, звери ждут обращения человека, надеются вернуться вместе с ним в Царствие Божие. А вот от злого человека животные убегают, обороняются, даже могут цапнуть.

Душа животного после смерти уходит в землю. Душа человека, как мы знаем, уходит на Суд Божий, в Небо. Но, тем не менее, незримо они связаны между собой. И однажды соединение душами и телами произойдет.

Если продолжить наш разговор о присутствии Божием, полезно рассмотреть и микромир. Летом загляните в траву, понаблюдайте за его маленькими обитателями, - муравьями, букашками, прочими насекомыми. На крошечном пространстве, размером с носовой платок, вы увидите самодостаточный мир, населенный большим количеством маленьких обитателей. Жизнь их упорядочена, самодостаточна, разнообразна. Потрясающее зрелище открывается нашему взору, -очень душеполезное, вразумляющее наши души и сознание. Такой упорядоченный самодостаточный микромир не может существовать сам по себе. Вглядевшись внимательнее, вы тоже начнете понимать, что Творец во всей полноте присутствует везде, управляет этим гигантским миром, состоящим не только из людей, ежесекундно промышляет о каждой живой душе. И маленькая травинка, и человек, и звезды, - все пронизано любовью и вниманием Божиим.  

А сам человек разве не является великой тайной Божией? Посмотрите, как мы рождаемся. В Синаксаре (от греческого (συναξις) - «церковное собрание, сборник») в Страстную Субботу перед Пасхой читаются такие удивительные слова. «И рождения бо сице происходит: в третий бо день живописуется сердце, в девятый же составляется в плоть, в четыредесятый же в совершенный вид воображается. За сию вину душам память творим». То есть уже на третий день после оплодотворения в крошечной клеточке, невидимой глазу, уже есть и тело, и душа. На девятый день образуется плоть и на сороковой день от зачатия – полный вид человека.

Момент смерти также описан в Синаксаре: «Третины убо творим, яко в третий день человек вида изменяется. Девятины, яко тогда все растечется здание, храниму сердцу единому. Четыредесятины же, яко и самое сердце тогда погибает». Тут все происходит в обратном порядке, но тоже важен 3-й, 9-й и 40-й день с момента смерти. Переход человека от земли на Небо тоже совершается в эти дни: до 3-го дня человек находится душою на земле, до 9-го дня душа находится на Небе, созерцая его обители и до 40-го дня душа проходит мытарства, готовится к главному своему экзамену – Страшному Суду. Человек – огромная тайна даже для него самого. Тайна, открытая во всей полноте только своему Создателю – Богу. Тайну человеческого тела и души надо очень чтить и уважать, ни в коем случае нельзя поддаваться разным сомнительного рода увещеваниям, утверждающим, что человек – это высшая ценность на земле, которая может сама творить (=вытворять) что хочет. Это не так. Господь говорит: «Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:1).

Без Бога мы можем только нагрешить, набедокурить, напакостить. А вот все достойное, хорошее и настоящее мы можем творить только призывая помощь Божию, Его святое имя. Все это наглядно видно демонстрирует нам современный мир с его сомнительными «достижениями» человечества. Как мы говорили ранее, вспоминая слова Господа Адаму: «проклята земля в делах твоих; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17). То есть вся земля и ее природный мир будут страдать от дел человеческих. И мы видим, что человек творит с живыми существами, как портим экологию, разрушаем очень хрупкий и совершенный Божий мир. Поэтому человек не должен превозноситься и считать себя царем природы. Хиленькие мы цари. Наоборот, мы должны уметь читать книгу жизни, уважать ее законы, боготворить Создателя природы. Древние греки считали природу еще одним Божиим храмом. И не надо в этом храме делать «капитальные ремонты», не надо ничего ломать, пытаться покорить и управлять им, - все уже создано и отлажено до нас. Замечательная советская поэтесса Белла Ахмадулина очень точно определила отношение человека и природы: «Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты».

Если душа наша станет чище, а мы станем чуть более внимательнее, почтительнее, просвещеннее душой, бережнее к окружающему нас миру, то, несомненно, в итоге начнем получать пользу от соприкосновения с природой. Мы научимся понимать ее тайны, будем чувствовать себя гораздо более гармоничными, добрыми, исполненными любви к живому и неживому, ведь все, что создано Богом, имеет некое сознание, некую жизнь. И вот тогда можно будет с гордостью сказать, что мы полноценные люди, Божии чада, - существа, которые соприкасаются  с духовным и с видимым миром, которые изначально были созданы для управления природой. Но все это возможно только при выполнении заповедей Божиих: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10:27).

Научившись благодарить Господа даже за самое малое, мы меняем свой внутренний мир, свою душу, лечим ее и становимся полноценными Божиими созданиями.

Александр Нотин

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться