Статьи О терпении

О терпении

Жизнь каждый день испытывает нас на прочность. Дома, в школе, на работе, в транспорте, магазинах мы сталкиваемся с неприятными ситуациями. И каждый раз нам приходится делать выбор: стерпеть или сорваться, «психануть» – расплакаться, выругаться, покричать, поскандалить или даже ударить. Иногда этот выбор приводит к решению – уйти или остаться.

Определяется этот выбор нашим воспитанием, нашими представлениями о чувстве собственного достоинства и о том, как мы должны поступать в сложных ситуациях. Многое зависит от стойкости нашей нервной системы: усталость и довлеющий стресс лишают нас выдержки.

Множество разных факторов определяют то, как мы относимся к раздражающему воздействию на наши «личностные границы» и как долго мы готовы терпеть их нарушение.

Для верующего человека вопрос терпения требует осмысления с позиции православной веры. Как поступать, когда тебя обижают, унижают, всячески зажимают? Церковь учит, что терпение обид, даже незаслуженных, для христианина является добродетелью. Но на бытовом уровне зачастую внешнее сдерживание себя, подавление эмоций вовсе не означает того самого христианского терпения, находящегося в тесной связи со смирением и прощением.

Не выдав ответной реакции, человек нередко остаётся во власти гнева и злопамятства. Терпит порой до возникновения неврозов и депрессий, или даже до развития необратимых болезней и травм. Терпение, которое должно, казалось бы, сохранять здоровье и отношения между людьми, давать ощущение мира и покоя в душе, становится разрушающим личность фактором.

Так правда ли, что христианин должен всё терпеть?

О терпении протоиерей Дионисий Свечников, руководитель молодежного отдела Бакинско-Азербайджанской епархии и Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП.

Отец Дионисий: Тема христианского терпения невероятно обширна и, вместе с тем, довольно сложна. Необходимо разделять христианское терпение и терпение вообще. Когда человек терпит потому, что у него нет другого выбора, то это просто вынужденное терпение, обусловленное обстоятельствами. При этом он может получить целый букет «побочных продуктов» – злость, ненависть, отчаяние и т.д.

Христианское терпение всегда основано на вере. Само терпение для христианина – это продукт веры. Смотрите, что пишет ап. Петр: «прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет.1:5–7). Удивительно мудро апостол расставляет эту логическую цепочку, показывая, что именно вера дает толчок старанию, прилагая которое, человек приобретает любовь, и без терпения тут никак не обойтись. Любовь как высшая добродетель есть дар Божий, действие в человеке Духа Святого. Христианская любовь жертвенная, деятельная и бескорыстная. Поэтому христианское терпение – оно, в первую очередь, добровольное и осмысленное, ради чего-то или ради кого-то.

Терпение – это не некая пассивность восприятия, соглашательство со всем и всегда, оно может и должно быть активным. Господь Иисус Христос служит высочайшим образцом терпения для всех христиан. Его терпение в послушании Отцу и любви к человеку не было пассивным. Как раз наоборот, оно было активным. Разве есть нечто более назидательное для христианина, чем осмысление крестных страданий Спасителя? Вряд ли. Таким образом, терпение – это действие, а христианское терпение – это действие веры.

Наталья: Да, в христианстве терпение – это одна из важнейших добродетелей, «характеризуемая осознанным, смиренным, безропотным, благодушным отношением к скорбям и испытаниям, ниспосылаемым или попускаемым Богом, а также перенесением этих испытаний и скорбей».

В повседневности под терпением обычно понимают терпеливость как естественную способность человека безропотно и стойко переносить неудобства и страдания, мириться с существованием каких-то обстоятельств, переносить различные тяготы. А еще под терпением понимают способность ждать, не спешить, не требовать скорейшего исполнения чего-то. Безусловно, все это лежит и в основе терпения как добродетели.

Но терпеливость сама по себе – как свойство человеческой психики – нейтральна по отношению к добру и злу. Нравственное значение она приобретает в зависимости от обстоятельств: в одних условиях она может проявляться как здоровое умение человека, в других – служить маской ложного смирения. Ведь терпеть можно во имя благой цели, а можно из страха, ради угодничества или же по слабости душевной и неспособности сопротивляться злу.

В практической психологии зачастую не дают нравственную оценку целям терпения, а различают активное и пассивное терпение (или «положительное» и «отрицательное», «здоровое» и «нездоровое») в зависимости от наличия цели вообще.

Пассивное, «отрицательное» терпение в этом смысле характеризуется отсутствием цели и представляет собой неспособность сопротивляться, слабость, бессмысленную «тупую покорность». В популярной психологии для определения такого свойства человека даже используют грубое понятие «синдром терпилы».

Активное, «положительное», «здоровое» терпение всегда осознанное. В психологии такое терпение рассматривают как один из компонентов критического мышления. В этом смысле терпение связано с умением рационально мыслить, адекватно оценивать происходящее и приходить к максимально разумному решению. То есть активное терпение зависит от умения быть осознанным.

И действительно, терпение – это душевная активность, проявление воли в ситуации эмоционального напряжения. Именно волевым усилием человек отказывается от каких-то импульсивных, нетерпеливых действий, принимает осознанное решение о бездействии при необходимости. И также волевым усилием он многократно повторяет одни и те же действия, не ожидая немедленного результата. Волевым решением человек останавливает свои негативные эмоциональные реакции на неприятные ситуации. Усилием воли регулирует свое поведение, выбирая «потерпеть ради какой-то цели».

Такое волевое терпение может быть злонамеренным. Например, есть поговорка – «месть – это блюдо, которое подают холодным». Если человек прилагает усилия и терпит, храня в душе обиду с надеждой на месть, на то, что «отольются кошке мышкины слезки», то такое терпение хоть и является активным (словами некоторых психологов «положительным» и даже «здоровым»), но в нравственном отношении оно не является добродетелью терпения.

Особенно опасным для души является терпение по отношению к собственному греху.

Когда мы говорим о христианском терпении, то мы подразумеваем активное, осмысленное терпение ради благой цели.

Отец Дионисий: Цели, ради которых стоит проявлять христианское терпение, могут быть разными. Один человек терпит, чтобы угасить в себе страсти, другой терпеливо переносит обиды, третий терпением обретает мир с ближним. Апостол заключает все в одной фразе: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (1Евр.10:36). Обещано же Царство Божие, которое достигается лишь действием – «Царство Небесное силою берется» (Мф.11:12). Поясняя эти слова Спасителя, праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия». Терпение же, будучи осмысленным через призму Евангельского учения, и тогда являясь действием благим, позволяет христианину избежать многих грехов и бороться со страстями. «Терпение есть корень всех благ», – учит святитель Иоанн Златоуст. Такое терпение, несомненно, отличается от пассивного, бессмысленного терпения, о котором было сказано выше.

Мне очень нравятся слова протоиерея Александра Меня, высказанные по данному вопросу: «Терпение – это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека – совсем нет. Это не компромисс со злом – ни в коем случае. Терпение – это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение – это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение – это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества – вот что такое настоящее терпение».

Наталья: Получается, что благое терпение – это душевная активность, охватывающая разные слои психической жизни: человек испытывает духовную потребность воссоединения с Богом, разумом осознает необходимость терпения для этого и делает осознанный выбор терпеть – ради жизни будущего века. И каждый день, молитвенно призывая на помощь самого Бога, волевыми усилиями подчиняет свое душевное поведение этому выбору, настраивает свое эмоциональное состояние «по камертону совести».

А бесцельное, пассивное принятие страданий, как в старой сказке было: «что воля, что неволя – всё равно», в этом смысле бессмысленно, так как не является поступком, определяющим нравственность выбора.

С этим, кажется, всё понятно. Но возникает другая проблема – как понять, соответствует ли терпение благой цели? Многие знают, что надо терпеть Христа ради. Но при этом задаются вопросом – всякое ли осознанное бытовое терпение является добрым терпением?

И что интересно, в ситуациях, где человек взаимодействует с людьми случайными, посторонними, при оценке собственного поведения у него почти не возникает затруднений. Например, в общественном транспорте, при недолгих спорах в магазине (если речь не идет об отстаивании законных прав) человек имеет дело с людьми, на поведение которых он фактически не может повлиять. Он в каком-то смысле наедине со своей реакцией на неприятные ему вещи. Психологически нетерпение этих неприятностей можно определить как зависимость от собственных гнева, раздражительности и злости. Ответная агрессия, уныние здесь – это тема собственных страстей, борьбы с ними: человек должен стремиться к состоянию бесстрастия в его христианском понимании – не как равнодушия, а как состояния свободы от греховных страстей.

Еще очевиднее необходимость работы над собой, когда речь идет о том, что вообще мало зависит от человеческих усилий. Например – о неприятии погоды. К сожалению, многие люди забывают, что «у природы нет плохой погоды». Очень мудрая, христианская по духу песня, всем советую вникнуть в ее слова. Но как же много людей, не желающих терпеть, живут в состоянии «душевной непогоды» из-за того, что на улице дождь и промозглая сырость… При этом если человек осознает, что различные трудности «надо, не скорбя, благословить», – а это не что иное, как дело христианского терпения, то ему даже дышать становится легче.

Необходимость внутренней духовной работы над собой для многих очевидна, когда речь идет о терпении невзгод в тяжелые для человека времена или же о терпении соблазна, помогающем избежать греха.

Но терпение вдруг теряет свою понятность, если рядом другой достаточно близкий человек – начальник, супруг, родители или дети и т.п. С одной стороны – есть знание о том, что терпение послушания родителям, начальнику, терпение недостатков ближнего – это благо. Но в то же время у человека есть осознание, что это именно ВЗАИМОотношения, они зависят от обеих сторон. И сейчас большинство людей наслышано о важности сохранения личностных границ и о том, что один человек не имеет права нарушать границы другого. Тогда возникает вопрос – всё ли надо терпеть? Есть ли вообще у христиан право отстаивать свои личностные границы – или собственное достоинство? Можно ли православному защищать себя, свою личность от посягательств другого человека? Или же надо молча сносить обиды, оскорбления, а нетерпение в бытовых отношениях – это влияние несмирения, гордыни?

Отец Дионисий: Для того, чтобы говорить о личностных границах, необходимо дать понятие личности, ведь не зная самого предмета, нельзя рассуждать о его границах. Если кратко, то в богословии понятие личности раскрывается как разумно-свободная ипостась (индивидуум). Бог, сотворив человека по Своему образу и подобию, наделил его разумом и свободной волей. Мы, как правило, принимаем это как должное, не вполне осознавая то величие, которым наградил нас Творец. Но именно разумность, свобода воли, способность творчества, определение целей, выбор мотивов, жертвенная любовь – все это отражает образ Божий в нас. Используя эти возможности, исполняя заповеди Божии, человек может восстановить свое богоподобие, которое было нарушено грехопадением. Это означает, что человек, созданный по образу Божию, должен обрести подобие Ему. В чем это должно проявляться? Бог есть Любовь, значит человек, исполняющий заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» уподобляется Богу. Бог бесконечно милосерден, а человек проявляющий милосердие, уподобляется Богу. Человек смиренный тоже уподобляется Богу, поскольку Христос проявлял смирение. «Бог терпел и нам велел» – руководствуясь этой поговоркой, человек уподобляется Христу. Но уподобиться Богу можно только с Его помощью. Поэтому христианское терпение невозможно без Божественной помощи.

Определив для себя христианское понятие личности, можно поговорить и о границах. Вполне логичным было бы сказать, что границы одного человека заканчиваются там, где начинаются границы другого. Но это, пожалуй, идеальная форма взаимоотношений, которая вряд ли может быть успешно реализована в мире именно в христианском смысле. Сейчас мы сплошь и рядом видим борьбу за всевозможные права человека. Подразумевается, что эта борьба помогает отстаивать личностные границы. Но на деле часто эта борьба не более чем попытка отстаивать свое право на эгоизм. Мы живем в эпоху потребления, где на пьедестал поставлено удовлетворение потребностей человека, порой продиктованных низменными страстями и желаниями. «Я так хочу» – вот основание для любых фантазий, которые должны быть удовлетворены законодательно, нужно лишь придать этому желанию нужную форму. Так, способность творчества, заложенная Богом в человеке, в современном мире приобретает порой немыслимые и даже деструктивные формы. Можно назваться свободным художником и вытворять все, что угодно, называя свои безобразия, к примеру, перфомансом. В современном мире пропаганда греха приобретает все более широкие и раннее недопустимые формы. К примеру, гей-парады или навязывание греховного мышления детям чуть ли не с детского сада. Все это преподносится как борьба за права. Должен ли христианин терпеть такое? Отнюдь. Христианин не должен терпеть, когда ему навязывают грех как норму или образ жизни. И многие не терпят, за что предаются осуждению, преследованию и травле. Тут впору вспомнить слова Христа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:11–12). Но помимо обещания награды на небесах, Христос говорит о деятельном противлении греху – проповеди Евангелия: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.15:20).

Если будем говорить о терпении в быту, то тут нельзя дать однозначный ответ «да» или «нет», поскольку все сильно зависит от конкретных ситуаций. Возьмем банальные примеры – толкнули в автобусе или нахамили в магазине. Надо терпеть? Чтобы ответить, надо задаться другим вопросом – что даст ответная реакция? Если ответная реакция будет такой же агрессией, то это только умножит зло, и в этом нет ничего хорошего. А вот если в ответ на агрессию проявить сдержанность и терпение, то это, как минимум, позволит не разгореться конфликту дальше. Если же нет возможности просто промолчать, то нужно отвечать как можно спокойней, не отвечая ругательствами на ругательства, и не переходя на крик. Ведь вполне возможно, что человек дурно воспитан, понятие о личностных границах у него совершенно размыто, а может быть, он просто ищет повода, нарывается, и даже ждет негативной ответной реакции на свои действия, чтобы выплеснуть свои негативные эмоции. Нет никакого смысла идти на поводу у агрессора, благоразумным будем проявить терпение.

Еще один бытовой пример. После свадьбы у супругов происходит некий процесс притирки друг к другу. Это проявляется и на бытовом уровне, и на уровне межличностных отношений. В идеале они, через эту самую притирку, должны стать единым целым в Господе, как об этом учит Церковь. Понятно, что каждому из супругов приходится закрывать глаза на недостатки другого, они оба терпят временные неудобства, в итоге угловатости стираются и более не вызывают резкой реакции. Хорошо, что происходит это в момент наибольшей эмоциональной радости и эйфории от общения друг с другом – сразу после свадьбы. Когда эмоции утихают, терпеть несовершенство другого бывает сложней. Но очевидно, что оба во время притирки вполне осознают, что какие-то качества характера супруга и его поведение в быту приносят им некоторые неудобства. И они терпят эти неудобства ради любви друг к другу.

Этот пример нельзя в полной мере назвать примером подлинного христианского терпения, такие притирки происходят в большинстве семей, независимо от религиозности супругов. Но он с легкостью показывает причину и мотивацию супругов – почему и ради чего они терпят. К слову сказать, многие семьи эту притирку не проходят, один из пиков разводов приходится на первые годы жизни. И именно поэтому для христианских супругов столь важно иметь представление о христианском терпении. Да не просто знать, но еще и практиковать.

Другой пример – бытовое, домашнее насилие. Это вообще большой отдельный разговор. Если кратко, то можно сказать, что острые формы домашнего насилия, например, побои, терпеть стоит разве что в первый раз. Если насилие становится регулярным, а оно может быть не только физическим, но и эмоциональным, то терпение может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до летальных исходов и суицидов. Не говоря уже о травмировании психики детей, которые в будущем могут повторять то, что видели в детстве. Дети как губка, впитывают все, что видят вокруг, и детские травмы могут дать знать о себе через многие годы. Есть один интересный пример из воспоминаний митрополита Антония Сурожского. В детстве над ним очень издевались в школе, каждый день мучили, били. Однажды, будучи уже взрослым человеком, священником, прошедшим войну, он проезжал мимо своей школы и, посмотрев на нее, потерял сознание, упал в обморок. Так проявилась его детская травма.

Но чаще человек сталкивается с не столь сложными ситуациями, где проверятся на прочность его терпение. Это недопонимания на работе и дома, которые могут переходить в конфликты и обиды. Часто это связано с тем, что одни люди пытаются манипулировать другими. Манипуляторы часто размывают личностные границы своих жертв, вызывая у них чувство вины за то, чего они не совершали и заставляя делать то, чего они не хотят. Это напрямую связано с вторжением в свободную волю человека, а посему мириться с таким не стоит. Приведу пример. Невестка не перечит свекрови, которая унижает ее и заставляет делать все по своей указке. При этом свекровь манипулирует цитатой из Священного Писания – ссылается на необходимость соблюдения заповеди о почитании отца и матери. Невестка думает, что проявляет христианское терпение и смирение, раз Бог повелел почитать отца и мать. Но на самом деле, это одна из форм домашнего насилия, а почитание родителей не подразумевает издевательств и эмоционального подавления с их стороны. Всего хорошо в меру, и если человек действительно хочет, чтобы его уважали и к нему прислушивались, то должен научиться делать это сам.

Наталья: Когда мы говорим о свободной личности, то снова возвращаемся к тому, что христианское терпение – это активная, осознанная жизненная стратегия. Однако человек действует во многих случаях «на автомате», так что очень многие моменты собственного поведения остаются им неосознанными. Вдобавок, всё усложняется различными иллюзиями сознания, которые связаны и с типичными ошибками мышления, и с недостаточным уровнем знаний, непониманием психологических закономерностей поведения.

Например, когда человек проявляет нетерпение, он словно старается избавиться от тревоги, от чувства бессилия и разочарования. Однако по факту получается, что именно нетерпение – проявление бессилия, приносящее тревогу и разочарование уже в тот самый момент, когда человек отказывается терпеть. Терпение же, несмотря на требующиеся для него эмоциональные усилия, дарит спокойствие и уверенность, оно делает нас хозяевами своего поведения и не мешает радоваться жизни.

Нетерпение – это проявление иррациональной тревожной (маниакальной) психической защиты. Механизм тут прост – отказываясь терпеть, человек отвлекается на какие-то действия или вообще уходит от беспокоящей его, неподконтрольной ему ситуации.

Современные технологические достижения усиливают нетерпеливость человека – люди, живущие и тем более выросшие в условиях комфорта, в меньшей степени готовы терпеть различные невзгоды. И проявляется это даже в незначительных, казалось бы, мелочах: раздражает необходимость ждать автобус на остановке, а очередь из трех человек в магазине может заставить человека уйти без покупок или жаловаться, скандалить, вызывать менеджеров.

Или вот пример из мира технологий: при просмотре видеоконтента в интернете около половины зрителей отказываются смотреть ролики, если вначале запускается реклама, или же видео не загружается в течение 10 секунд. И даже медленно загружающиеся страницы с большой вероятностью будут закрыты сразу же – в поисках новых.

Британский психиатр Нил Бертон объясняет подобное нетерпение эгоцентрическим затруднением: человек в своем сознании раздувает собственную значимость, в том числе – значение собственного времени, своих целей. Попутно он обесценивает значение других людей с их способностями, желаниями и временем. В результате всё, что не ведет к удовлетворению его потребностей (желательно, немедленному), раздражает его, и он стремится от этого избавиться, отказываясь терпеть.

Переведя это психологическое объяснение на язык духовной жизни, мы получим формулу: нетерпение – следствие гордыни.

Негативные последствия нетерпения не всегда очевидны – убежав от неприятной ситуации, человек, казалось бы, избавляется от тревоги. Однако на самом деле нетерпение оказывает деструктивное воздействие на психику: страх разочарования наполнен предвкушением разочарования, и это воображаемое предстоящее разочарование отравляет душу. Нетерпение идет рука об руку и с другими негативными эмоциями. То есть нетерпение ведет к саморазрушению.

Вдобавок необдуманные действия нетерпеливого человека нередко приводят к плохим последствиям.

Еще одним последствием нетерпения (как бы странным это не показалось на первый взгляд) является прокрастинация – склонность откладывать действия, события и т.п. На самом деле, объясняется это просто: не желая терпеть разочарование, человек откладывает скучное или трудное дело, которое вызовет это разочарование.

Но и терпение может принять опасную для души форму – когда речь идет о терпении собственного греха. Для того чтобы не путаться в том, полезно ли терпение, в таких случаях можно говорить не о терпении, а об «эмоциональной распущенности». Эмоционально распущенный человек считает себя вправе «купаться» в собственных раздражительности или унынии. Он гордо проявляет себя со своими негативными эмоциями в любом обществе, не считая нужным усмирять свои страсти. Общаться с такими людьми порой очень непросто. Терпение чужой эмоциональной распущенности может быть поучительным для человека – если способствует воспитанию христианского смирения. Но порой гораздо полезнее будет отдалиться от «трудного» человека, особенно если общение принимает форму насилия.

Осознанное, конструктивное терпение даже в обычной жизни способствует благополучию. Многолетние исследования показывают, что люди, способные терпеть, достигают больших успехов в жизни по сравнению с нетерпеливыми, у них были более развитые социальные навыки, они реже становятся жертвами различных видов зависимости.

Очень важно понимать, что навык терпения можно и нужно развивать. Несмотря на влияние некоторых врожденных факторов (например, людям с флегматичным темпераментом терпение дается легче, чем холерикам), терпение – это вполне поддающаяся тренировке способность. Причем, тренировать нужно не только способность ждать, но и умение разработать план действия при необходимости терпеть, а также готовность работать над воплощением этого плана.

Терпение можно рассматривать как процесс управления эмоциями. Тут можно выделить три психических действия – остановка внешней реакции усилием воли, психическое подавление эмоций (вытеснение) и трансформация эмоций.

Остановка внешней реакции – чаще всего первое действие терпения. Например, человеку сказали что-то неприятное. Первой, инстинктивной реакций на неприятность может быть гнев или страх. Человек почувствовал раздражение, но не стал реагировать, промолчал, не дал выхода своим негативным переживаниям.

А дальше перед желающим стерпеть человеком встает выбор – подавление (вытеснение) или трансформация эмоций (мы говорим именно о действиях терпения, поэтому реакция «бить в ответ не стал, но себе честно признаюсь, что не терплю» остается за пределами этого анализа).

К сожалению, чаще всего, человек после первого решения не отвечать обидчику начинает вести внутренние диалоги, словно отвечая не реальному человеку, а его образу внутри себя – воображаемому, виртуальному обидчику. Он проигрывает в уме множество ситуаций – как он мог бы ответить, то есть внутреннее реализует своё злопамятство. Он словно взращивает, культивирует в себе гнев, обиду, уныние.

Но ведь человек знает, что обида – это плохо. И он начинает подавлять, вытеснять обиду из своего сознания. Защитный психологический механизм вытеснения так и работает – словно фильтр не пропускает нежелательную информацию или нежелательные эмоции в сознание, не дает человеку осознавать, что он испытывает. Однако при этом та самая обида никуда не исчезает – она остается в неосознанной части психики как актуальная эмоция. Человек уделяет ей немало внимания, сам того не понимая, не отслеживая своих мыслей и не понимая причин некоторых своих переживаний. Например, подавленная обида может вылиться в неприязненное отношение к человеку без видимых причин (предубеждение).

Подавленные эмоции очень опасны для личности, так как оказывают разрушающее влияние на психическое здоровье. «Гидравлическая теория эмоций» сравнивает психику с паровым котлом. Если постоянно вытеснять, подавлять, то есть накапливать эмоции, причиняющее беспокойство, то нервная устойчивость личности «расшатывается». И рано или поздно эмоции прорвут защиты и вырвутся наружу. Человек «взорвется», как взрывается от избыточного давления паровой котел, у которого есть перенапряжение стенок, дефекты конструкции – или же неправильная эксплуатация.

Эмоциональный взрыв может быть в виде скандала, нервного срыва, но если подавление слишком сильно, то человек получает болезнь в виде невроза или депрессии или же какое-то телесное заболевание (психосоматическими, то есть вызванными психическими причинами болезнями считаются различные язвы, некоторые виды гипертонии, нейродермиты и т.д.).

Поэтому разумным выбором – методом правильной эксплуатации – будет не подавление, а трансформация эмоций. Можно использовать понятие популярной психологии «отпустить ситуацию». Но правильнее будет говорить о прощении – таком же активном душевном действии, как и терпение. В этом смысле терпение можно понимать как одну из форм сострадания, когда человек видит в другом человеке ближнего своего и понимает, что терпение подразумевает некий отказ от себя, от своих амбиций, и прощение другого ради любви.

Трансформация эмоций предполагает сознательный выбор той эмоции, в которую человек преобразует первичные негативные реакции. Определяющим здесь является вопрос доверия, веры, который наполняет этот выбор смыслом: если человек знает, ради чего он терпит, то даже сильный стресс не может разрушить его личность. Если человек верит в Бога, верит в бессмертие души и знает, что ради Спасения необходимо покаянием очищать свою душу от грязи грехов, что терпение – добродетель, связанная со свободой от греховных страстей гнева и уныния, то тогда терпение становится осознанным душевным стремлением к добру.

Отец Дионисий: Хорошо, что Вы коснулись темы гидравлической теории эмоций и необходимости их трансформации. И хотя обычно в Церкви мы не пользуемся этой терминологией, проблемы, описанные в данной теории, не только являются обыденностью, но порой стоят довольно остро. Мне приходится выслушивать людей, которые накапливают в себе обиды и разный негатив, видя в этом христианское терпение. Они молчат, не отвечают злом на зло, внешне смиряются с ситуацией. Но в душе кипят такие страсти, с которыми они справиться не могут. В итоге «котел взрывается» и все его содержимое выливается на тех, кто не имеет никакого отношения к процессу «наполнения» этого «котла». В этом нет христианского терпения. Терпение и прощение в христианстве почти всегда идут рука об руку. Мало внешне показывать терпение и смирение, нужны еще и внутренние усилия, без которых немыслима духовная борьба с кипящими внутри страстями.

Простой пример. Муж получает нагоняй от начальства на работе. По делу или без дела, но получает. Он держит в себе обиду, раздражение, нервозность, не позволяя себе сказать что-то в ответ, потому как боится потерять работу. Хорошо, когда проявляя христианское терпение, он способен побороть эти чувства и эмоции, и не отягощает душу обидой. «Терпеливый, когда приказывают ему, не противоречит, когда делают выговор, не хмурится, во всех случаях находит для себя врачевство в долготерпении» – пишет о таком человеке прп. Ефрем Сирин. Но когда духовных сил не хватает, а эмоциям надо куда-то деваться, то хочется либо выпустить их как пар, либо чем-то компенсировать. В подавляющем большинстве случаев муж приносит эти эмоции домой, к жене и детям. И тут они незаслуженно получают нагоняй. Причина всегда найдется – суп невкусный, дети отдыхать после работы мешают и т.д. Если проблемы на работе носят постоянный характер, то нагоняи дома раздаются также регулярно. А если начальник еще и эмоционально распущен и полагает, что его положение позволяет ему унижать и оскорблять сотрудников, то жизнь целой семьи может стать невыносимой.

Что можно и нужно делать в таких ситуациях? Для начала надо понимать, что какими бы не были искушения, нет никакого смысла держать в себе их следствия. Терпение обид – это несомненная благодетель для христианина, только если он воспринимает это как подражание Христу. А Христос прощал даже тех, кто распинал его. Если обижают, то единственный способ избавиться от обиды – это простить. Но многим людям прощение дается очень тяжело, потому как обида – это производная уязвленной гордыни. На помощь тут придет покаяние и участие в церковных Таинствах. Раскаяный грех не будет тяготить душу, не будет накапливаться в ней, доходя до «точи кипения». С позиции психологии, произойдет та самая трансформация эмоций – от обиды к прощению, в ряде случаев – через покаяние. К тому же необходимо еще и проанализировать нагоняи от начальства. Если они по делу, то это причина работать лучше, а не обижаться.

Весьма важно для стяжания терпения усердно молить Бога о нем. Без молитвы никакое благое дело не должно совершаться христианином. Молитва очень помогает в тот момент, когда уже нет мочи стерпеть. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5) – так говорит Господь. Христос – наш главный учитель в деле спасения, к Нему и должен обращаться христианин за помощью. Иоанн Златоуст пишет: «Когда увидишь, что враг огорчает тебя, не говори ни одного оскорбительного слова и не желай ему зла за это, но войди (в церковь), преклони колени и, проливая слезы, моли Бога прекратить скорбь, потушить печаль».

Православная Церковь имеет богатейший опыт и примеры святых, которые своей жизнью и смертью показывали истинное христианское терпение, подражая Господу Иисусу Христу. Ознакомление с наследием святых отцов, которые писали о терпении, поможет христианину на собственной практике научиться этой добродетели.

Напоследок хочу привести слова свт. Феофана Затворника, которые, на мой взгляд, вполне можно принять за инструкцию в деле терпения: «Надо терпеть умея, а то можно протерпеть и никакой пользы не получить. Во-первых, блюди святую веру и веди безукоризненную жизнь по вере, всякий же случающийся грех тотчас очищай покаянием. Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает. В‑третьих, веруя, что все, исходящее от Господа, посылается Им во благо нашим душам, за все искренне благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения. В‑четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности и возбуди в себе жажду ее как питья, хотя горького, но целительного. В‑пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенести. По-христиански ли ты претерпишь ее или не по-христиански – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропот не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. В‑шестых, осознай себя стоящим еще и не такой беды, осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? В‑седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего».

Протоиерей Дионисий Свечников и психолог Наталья Ярасова для «Азбуки веры»

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться