Статьи КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ. СЕКРЕТ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА Ольга Стукалова

КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ. СЕКРЕТ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА

Архитектор Щусев знал русскую историю, видел в ней метафору и своего творчества. Его идеалом оставалось мощное государство. Страна, которая способна себя защитить, которая сильна не только армией, но и историческими реликвиями, легендами, святынями.  Одним из ключевых событий русской истории он, вслед за поэтом Михаилом Херасковым, считал взятие Казани. Подвиг молодого царя Ивана Грозного и его сподвижников. К железной дороге архитектор тоже относился не просто как к современному средству передвижения. Он был убежден: стальные магистрали обеспечивают единство нашей огромной страны. И, чтобы укрепить это единство, вокзалы должны символизировать величие нашего прошлого. Их он строил не раз, на протяжение многих лет. В Нижегородской области по проектам Алексея Щусева возведено несколько железнодорожных вокзалов на линии Арзамас - Канаш и Моховые Горы - Котельнич. Многие из них сохранились до нашего времени и свидетельствуют о виртуозном мастерстве архитектора, осознававшего значение «железнодорожных дорог» для каждого города или поселка.

В 1862 году на месте нынешнего Казанского был построен Рязанский вокзал – скромный, небольшой, деревянный. Через два года, по проекту архитектора Матвея Левестама, было отстроено каменное здание – тоже скромных размеров. Парадный вход на Рязанский вокзал украшала небольшая башенка с часами. В 1894 году оттуда пошли поезда в Казань – один из крупнейших центров российского Поволжья. Тогда же стало ясно, что существующий Рязанский вокзал просто не вместит всех пассажиров столь важного направления. В первую очередь его переименовали в Казанский, а потом стали думать о строительстве нового, просторного и фундаментального, здания.

Конкурс на строительство Казанского вокзала в Москве Щусев выиграл в 1911 году. Архитектор был еще и талантливым рисовальщиком. Его эскизы к проекту Казанского вокзала – настоящая классика жанра. Их можно рассматривать часами, приглядываясь к деталям, проникая в общий замысел градостроителя и мыслителя. В конкурсе участвовали крупнейшие архитекторы того времени, включая Фёдора Шехтеля, но руководители города и железной дороги предпочли вариант Щусева, хотя он был самым дорогостоящим. Не пожалели трех миллионов золотом, потому что были уверены: этот уникальный вокзальный ансамбль строится на века. Настоящее празднество неорусского стиля – с искусной имитацией самых величественных образцов деревянного зодчества с их узорочьем. Полы в вестибюлях залов для I класса предполагалось выложить порфиром красного и черного цветов. Настоящий великкняжеский дворец – только в громадных масштабах, присущих ХХ веку.

Украшением вокзала стала изящно прорисованная башня высотой 73 метра, своими очертаниями напоминающая легендарную башню Сююмбике, что стояла и стоит в Казанском Кремле. Щусевская башенка увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани.

Над оформлением ресторана – несомненно, самого роскошного в истории русских железных дорог – по приглашению Щусева, работал художник Евгений Лансере. Великолепно оформленные плафоны и панно работы талантливого живописца, к счастью, сохранились до нашего времени. Над декором вокзала работали и другие великие мастера кисти – Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев. Они помогли Щусеву создать настоящий шедевр.

Первая Мировая помешала строительству, но не отменила его. Работы продолжались даже в годы разрухи 1917 – 1918 годов. Именно тогда открылись для пассажиров двери главного корпуса.

Основные работы по строительству вокзала завершились в 1926 году, но достраивали его до 1950-х годов. Газеты прославляли вокзал как первую столь масштабную постройку советского времени.

Часы с боем появились на Казанском вокзале в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам архитектор, а изготовление механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкареву. Но, увы, били часы недолго. В начале Великой Отечественной их механизм повредили осколки немецкого фугаса. Полностью отреставрировать часы удалось только тридцать лет спустя.

Архитектор умер в 1949 году. Во всем великолепии его творение предстало перед москвичами и гостями города только через несколько лет после смерти автора. Новый пригородный зал, по проекту покойного Щусева, соединили с вестибюлями станции метро «Комсомольская», за которую архитектор посмертно получил Сталинскую премию. Теперь на многолюдном вокзале не было тесно даже в морозы. Всем хватало пристанища.

А окончательное оформление башни, по замыслу Щусева, сложилось только в 1990-е годы, на наших глазах. Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, появились рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы, накануне 850-летия Москвы. Именно тогда в ансамбле вокзала появилась Царская башня с изящным шпилем, которая, по изначальному замыслу, должна была увенчивать павильон, в котором самодержец всероссийский мог бы отдыхать и принимать делегации.

В облике крупнейшего вокзала Москвы соединяются времена и эпохи. Времена Грозного царя – и казанская старина. Изыски русского Серебряного века – и послевоенный размах праздничной советской архитектуры. Оставили яркие следы в этом ансамбле и 1980-е, и 1990-е годы и наше время, когда вокзал получил современное техническое оснащение. А главное – сработал замысел Щусева, великого патриота. Прогуливаясь по Казанскому вокзалу, невозможно не прочувствовать величие нашей истории, в которой было немало побед – и на полях сражений, и в строительстве стальных магистралей, и в искусстве. Щусев по-прежнему беседует с нами – и в этом его секрет. Секрет великого мастера.

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться