Статьи Клин Наталья и Григорий Емельяновы

Каждому музыканту и каждому поклоннику музыки на земле известен этот подмосковный городок с коротким названием – Клин. Старинный русский город расположен в 65-ти километрах от Москвы, на живописном берегу реки Сестры. Название «Клин», по наиболее распространённому объяснению, пошло от тех времён, когда первое здешнее поселение возникло в тесной луке реки – как клин между потоками воды.

 Современный Клин – город немаленький: почти сто тысяч населения. Первое летописное упоминание о Клине относится к 1317-му году. В состав Великого княжества Московского Клин вошёл в 1482-м году.

При Екатерине Великой Клин получил статус уездного города. Через город проходила одна из первых железных дорог империи – Николаевская, что ведёт из Петербурга в Москву.

И всё-таки главная достопримечательность Клина – дом-музей Петра Ильича Чайковского. Как-никак, первый в России мемориальный музыкальный музей – ведь он был создан сразу после смерти композитора!

Композитор жил в Клину с мая 1892 года до смерти в октябре 1893-го, а до этого несколько лет жил неподалёку от Клина, в сёлах Майданове и Фроловском. Недолго жил Чайковский в этом очаровательном доме, но то были месяцы вдохновения и напряжённой работы. В Клину он заканчивает балет «Щелкунчик», создаёт струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» т шестую «Патетическую» симфонию, полную трагических предчувствий.

Главную роль в создании музея сыграл брат и соавтор (по части оперных либретто) композитора Модест Ильич Чайковский.

Он не только сохранил в неприкосновенности комнаты, в которых жил композитор, не только собрал все раритеты, оставшиеся в доме после смерти брата, но  и ввёл в музейный оборот немало рукописей Петра Ильича: его писем, музыкальных автографов и многих других уникальных материалов. Большую помощь в этом ему оказали, прежде всего, ближайшие друзья композитора и его ученики: Г.А.Ларош, Н.Д.Кашкин, С.И.Танеев. Уникальный музей стал зримым воплощением нашей любви к музыке Чайковского. После нескольких лет революционных потрясений музей выстоял, вокруг него сплачивались музыканты, знатоки искусства.

Осенью 1941-го Клин был оккупирован. Экспозицию успели эвакуировать, но захватчики причинили значительный ущерб зданию музея. Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, во втором этаже - в комнатах Чайковского и его брата - были устроены солдатские казармы. Немцы отступили – и в 1942-м году начались реставрационные работы.  Вскоре музей принимал посетителей…  И снова встречали гостей дорожные вещи Чайковского – сундук, саквояж – с которыми он отправлялся на гастроли.

Клинский музей – мировая Мекка музыкальной жизни. Лучшие музыканты почитали и почитают за честь выступать в клинском доме. Здесь показывали своё искусство Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Давид Ойстрах. На рояле Чайковского играли Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Владимир Горовиц и многие, многие другие выдающиеся пианисты.

 Почетное право играть на рояле композитора, на знаменитом «Беккере», предоставляется и молодым музыкантам – лауреатам Международного конкурса имени П.И.Чайковского. В 1958 году эту традицию начинал американский пианист Вэн Клайберн, лауреат Первого конкурса, который написал после посещения дома композитора: "У меня не хватает слов, чтобы выразить сердечную радость и благодарность за то, что я удостоен чести видеть дом великого мастера и играть на его рояле". За ним последовали: Джон Огдон,  Владимир Ашкенази, Алексей Наседкин, Владимир Крайнев, Михаил Плетнев…

Здесь полностью сохранена обстановка времён Чайковского и – это главное! – дух великого музыканта. Потому что благоговейную музейную тишину старого дома регулярно нарушают музыканты – заслуженные и молодые.

Но не забудем и о других достопримечательностях Клина. В 1938-м году писатель Аркадий Гайдар женился на дочери клинского сапожника Доре Чернышовой и переехал в Клин. Здесь написаны самые известные его книги, адресованные, в первую очередь, юным читателям: «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Тимур и его команда». Экспозиция, основанная на семейных архивах, посвящена судьбе и творчеству Аркадия Петровича в Клинский период. В экспозиции оживает и жизнь довоенного Клина.

Древнейшее здание Клина – Успенская церковь, построенная в XVI веке. В 1960-е годы было принято решение о сносе храма, но патриоты города и московские архитекторы, включая выдающегося радетеля за русскую старину П.Д.Барановского, отстояли Успенскую церковь и даже добились её реставрации.

Незабываемое удовольствие доставит взрослым и детям музей ёлочной игрушки «Клинское подворье». Ведь в Клину расположена знаменитая фабрика рождественских игрушек «Ёлочка». В первом зале нашего музея Вас встретит елочка, украшенная сахарными розами и яблоками – как будто явившаяся из волшебного балета Чайковского. Вы понаблюдаете за работой стеклодувов и художников – волшебников из новогодней сказки. А первый стекольный завод близ Клина открыл внук генералиссимуса А.Д.Меншикова в 1848-м году!

Но и из музея ёлочной игрушки мы выходим под музыку Чайковского – разве найдётся более рождественская мелодия, чем вальс из «Щелкунчика»? Эта музыка будет звучать  в нашем воображении при воспоминании о Клине…

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться