Статьи Тайна принятия решений

 Тайна принятия решений

Как принимать решения? Для начала задумаемся: а как мы уже это делаем. Какими способами? Оглянемся по сторонам, понаблюдаем за друзьями и знакомыми: кто-то просит совета у более опытных, старших людей, кто-то обращается к книгам и наукам, иные предпочитают астрологов и гадалок, большинство же, по-видимому, вообще затруднится ответить на этот вопрос.

Мусульманам живётся проще. Их религия - ислам исходит из предопределённости всего сущего вообще и судьбы человека в частности. Ещё до рождения человека в мир Аллах прописывает его судьбу в Книге жизни. Всю – от зачатия до смерти, в мельчайших, вплоть до секунды подробностях. Поэтому, если ваш знакомый или даже партнёр-мусульманин на час-другой опаздывает на заранее договорённую встречу, не удивляйтесь и не упрекайте его. Всё равно не поймёт: ведь это опоздание произошло не по его вине, а было предрешено в книге его судьбы.

Есть и другие примеры. В стародавние времена японские самураи рекомендовали перед принятием важного решения делать семь вдохов и семь выдохов. Благодаря этой практике, полезной и в наши дни для каждого из нас, человек принудительно останавливает безудержный бег своих мыслей и дел. Он сосредотачивается, прислушиваясь к своему дыханию, переводит внимание внутрь себя, успокаивает душу и ум, высвобождает интуицию и здравый смысл из под завалов повседневных забот.

Святоотеческая наука о мире, человеке и Боге продвинулась в этом отношении значительно дальше, на целые порядки вперёд. Сегодня мы от самого Господа много знаем о происхождении и устройстве не только зримого, но и незримого мира. За несколько тысячелетий наша Церковь и её подвижники накопили огромный практический опыт молитвенного общения с Богом, отражения нападок дьявола, совершенствования души и тела. Верующий христианин наших дней просто обязан знать цену дарованной ему свыше безграничной свободы. Он понимает её не в плоскости «что хочу, то и ворочу», а в смысле неслучайности, связанности и взаимообусловленности всего происходящего с ним и вокруг него на земле, личной ответственности за каждую свою мысль, слово и поступок. Таков единственно правильный контекст для принятия верного решения. Всё остальное – иллюзия и мираж. «Блюдите, како опасно ходите» - напоминает апостол Павел каждому, кто хочет достойно прожить в этом мире и заслужить право вечной жизни с Богом в мире загробном.

Само понятие «решение» становится, таким образом, не просто актом произвольного желания, а чем-то очень важным и осмысленным, почти судьбоносным. И речь здесь идёт не только о крупных, но и о кажущихся мелких, повседневных, бытовых решениях, коих на всякий день приходится не один десяток. Ведь любое решение это, по сути, выбор, и, если присмотреться, в нём всегда присутствует волевое предпочтение добра и зла. Зло же чаще всего не очевидно. Поэтому и выбор решения отнюдь не выглядит простым. Принимая ту или иную сторону, мы осознанно или подсознательно склоняем свою волю либо к явному или большему добру, либо к такому же злу. К тому же полезно помнить, что зло почти никогда не являет себя человеку в чистом виде, а стремиться придать себе видимость добра – как путём внешней маскировки, так и через склонность нашей падшей природы к самообольщению, превозношению и самооправданию. При всей кажущейся простоте того или иного решения, принять его, ох, как нелегко, если учитывать все изложенные выше обстоятельства.

Ещё одно замечание. Будущего мы не знаем, даже ближайшего, отстоящего от нас на долю секунды. Отсюда следует элементарный и неоспоримый вывод: каждое наше решение и каждый шаг вперёд есть шаг в неизвестность. Образно говоря, человек стоит на вершине скалы, глаза его завязаны, со всех сторон пропасть, и только в одном направлении открыта надёжная тропа. Куда шагнуть, как не разбиться насмерть? Самостоятельно решить эту задачу, очевидно, нельзя: глаза ведь закрыты. Остаётся либо положиться на удачу – по нашему «авось», либо поверить другому человеку (который, правда, то же стоит на такой же скале и тоже ничего не видит), либо испросить помощи у Того, Кто точно знает вектор безопасного пути.

Принятие верных решений, от мельчайших до поворотных, это одна из важнейших прикладных сфер духовной жизни. Наш Бог есть «любовь и только любовь, и ничего кроме любви» (Иоанн Богослов). Он до того возлюбил род человеческий, что послал Сына Своего Иисуса Христа принять лютую и позорную смерть ради спасения и вечной жизни погибающих во грехах людей. Господь всегда рядом с каждым из нас, стучится в наши сердца, ожидая, когда Ему откроют двери души. Верующему в Него, говорят Святые отцы, всё способствует во благое. Что это значит? Если постоянно молитвенно предстоять Богу, исполнять заповеди Его, соединятся с Ним в церковных таинствах, советоваться с Ним в любых делах и начинаниях, то есть крепко встать на «узкий путь, ведущий в жизнь», сам Господь шаг за шагом поведёт такого человека по жизни. В отличие от нас, смертных, Он ясно видит прошлое, настоящее и будущее. Как любящий отец, откликаясь на молитву-мольбу своего чада, Он поведёт его мимо всех препятствий и невзгод кратчайшим и наилучшим путём, ведущим в царствие Его.

Вот и вся премудрость! «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». (Мф. 7:7) – уверяет нас человеколюбивый Господь. И нам в ответ остаётся лишь довериться Ему, как учит православная церковь, всеми силами и фибрами души прилепиться к Нему и идти по жизни, держась за ризу Его.

Дружеский совет. Принимая то или иное решение, сначала успокойте своего «внутреннего человека», отодвиньте его хотя бы на минуту другую от страстей, шальных мыслей и телесной суеты. Затем молитвой испросите помощи у Бога. Можно, например, последовать совету отца Иоанна Крестьянкина: «Господи, Ты все ведаешь, сотвори мне и близким моим, како изволиши». Уместно и своими словами, напрямую попросить Бога подсказать правильное решение. Затем необходимо внимательно следить за состоянием души и ума: подсказки могут явиться неожиданно и как бы неоткуда; часто они удивляют своей простотой и, казалось бы, очевидностью. Решение было рядом, но мы его не видели. Иногда нужное решение приходит через других людей или из каких-то внешних источников. Главное, чтобы душа оставалась настроенной на Бога и способной принимать благодать духа Его. Всё остальное – из опыта, и у каждого он свой.

Александр Нотин

Комментарии ‘0

Для отправки комментариев необходимо авторизоваться